Накануне начала учений «Арктика-2010» по ликвидации радиационной аварии на АПЛ «Нерпа» «Голос России» попросил рассказать о целях и специфике учений такого рода директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики, члена-корреспондента РАН Леонида Большова
- Расскажите нам поподробнее, что это за учения, каковы их цели?
- Это учения, которые в последнее время проводятся раз в год. Цели учений - отработка вопросов, связанных с оповещением, сбором, развертыванием органа управления силой средств территориальных подсистем российской системы по чрезвычайным ситуациям, отработка действий по организации и проведению радиационной разведки, отработка комплекса мероприятий по защите персонала конкретного предприятия.
По учениям, которые проводят сегодня, действительно имеется сценарий, когда при плановых работах по утилизации атомной подводной лодки на предприятии «Нерпа» произошел разрыв одного трубопровода, и облако радиоактивных газов диапазона одного килокюри вышло в атмосферу. И дальше отрабатывается вся система, прежде всего на самой «Нерпе» включаются силы и средства по измерению обстановки, готовности к реагированию на нее, на ликвидацию ее последствий. Ветер, по сценарию, подул в сторону города, в котором проживают люди, и поэтому очень важен вопрос о том, каков прогноз уровня радиации по дороге в Снежногорск, можно ли туда перевезти раненого человека, нужно ли проводить какие-то защитные мероприятия в Снежногорске.
К нам в институт, в наш Кризисный центр предприятий уже поступил запрос о выдаче такого радиационного прогноза, сейчас специалисты его готовят. Скажу вам, что по сценарию через некоторое время пройдет информация о том, что направление ветра изменилось, и ветер подует в сторону Мурманска, поэтому потребуется включение сил и средств в самом городе Мурманск. Там сейчас одна из лучших в стране система радиационного мониторинга и аварийного реагирования, вот она и будет проходить очередную проверку в действии.
- Скажите, пожалуйста, насколько эффективны такие учения? Действительно ли они смогут помочь, если вдруг, не дай Бог, произойдет такая ситуация?
- Вы знаете, это правильный вопрос, и ответ на него очень простой: если не чистить оружие, в нужный момент оно точно заклинит, не выстрелит. Вообще говоря, атомная энергетика - достаточно безопасная вещь, радиационные проблемы возникают очень редко, поэтому очень важно создавать искусственным образом - через учения, тренировки - ситуации, в которых отрабатывается вся система, чтобы работала связь, чтобы люди были на месте, чтобы люди понимали, что им нужно делать в той или иной ситуации.
И именно таким образом во всем мире и проводится поддержание готовности сил и средств, чтобы в момент реальной опасности они смогли отработать, а не искали бы, где здесь инструкция, а вот телефонная связь отказала, а вот в автомобиль радиационной разведки не дали бензина и так далее. Как ни странно, вот в таких учениях, которые вроде бы проводятся и по сценарию, и все к ним готовятся, каждый раз обязательно всплывает какой-то недочет, какая-то недоработка. Это и есть механизм поддержания системы в полной готовности, ее дальнейшее развитие.
Поэтому к этому учению есть очень большой интерес и директоров предприятий, сходных по роду деятельности, и международных наблюдателей из США, Финляндии, Норвегии, Швеции. Поэтому это такое важное мероприятие, которое позволяет все, что готовилось в течение года, а иногда и многих лет, проверить в действии, проверить в условиях, приближенных к реальным.
- Спасибо вам большое. Напомню, что у нас на связи был директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики, член-корреспондент РАН Леонид Большов