Что нужно для процветания? Ни для кого не секрет, что от развития Сибирского химического комбината зависит и светлое будущее всего города Северска. Словосочетание «градообразующее предприятие» вовсе не теряет своей актуальности. О том, что у нас есть и чего еще не хватает для полного счастья, беседуем с директором ОАО «Сибирский химический комбинат» Владимиром Короткевичем.
— Владимир Михайлович, что происходит с СХК?
— На комбинате сейчас идет процесс реструктуризации, или, как в последнее время говорят, «перезагрузка». Пройдя шестидесятилетний рубеж и с честью выполнив задачи, которые ставило перед нами государство, сегодня мы должны встроиться в существующие жизненные реалии. СХК входит в создаваемую Топливную компанию «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом». И мы, как и вся отрасль, должны подготовиться к новому рывку своего развития, должны своей работой способствовать успеху российской атомной отрасли в целом. Если отложить «перезагрузку» на неопределенный срок, то многие рыночные ниши могут быть утрачены. Стабильные позиции на рынке, а, следовательно, заказ — это гарантия стабильной работы и развития предприятия.
— Это звучит как формулировка бизнес-цели. Достойно, но людей-то волнует то, как они будут жить — хорошо или не очень.
— Да, это, как вы говорите, бизнес-цель. Но — не самоцель. Для чего это делается, для чего вся затея с реструктуризацией? В глобальном смысле — чтобы получить преимущества на ядерном рынке, где растет конкуренция по всем направлениям, в том числе и в том, где работает СХК, — услуг по обогащению урана и конверсии. Для того чтобы российская атомная отрасль оставалась на передовых позициях, активно развивалась. А для нас с вами на самом деле все очень просто: 60 процентов продукции комбината идет на экспорт, это основа благополучия предприятия, а значит, и большого числа горожан. Ведь опосредовано с комбинатом так или иначе связана большая часть населения Северска. Чем эффективнее комбинат будет работать, тем больше средств в виде налогов и прочих платежей получит территория, где мы расположены. От нашего успеха и будет зависеть, хорошо мы все будем жить или так себе.
— И, конечно, есть план, как это сделать — достичь успеха?
— Есть программа «Новый облик предприятия», в которой расписаны и стратегические цели, и те конкретные шаги, которые нужно сделать, чтобы этих целей достичь.
— Там речь идет о сокращении персонала?
— Давайте по порядку. Во-первых, если вы посмотрите на инструменты достижения целей «Нового облика», то «конкурентоспособное количество персонала» — лишь один из пунктов. Это во-первых. Во-вторых, за счет чего идет оптимизация численности? Прежде всего это должно происходить за счет ухода на пенсию тех сотрудников, кто уже достиг пенсионного возраста или вот-вот достигнет. У нас таких около 2 000 человек. Программа рассчитана до 2020 года, т. е. никаких «массовых сокращений», о которых в последнее время приходится слышать из некоторых СМИ, не будет. Далее — речь идет об оптимизации численности прежде всего технологического ядра — тех подразделений, которые непосредственно работают над нашими основными продуктами. Опять же за счет чего? За счет создания на базе сервисных, вспомогательных подразделений дочерних обществ Сибирского химического комбината. Их сотрудники сами для себя будут решать, хотят они работать в «дочке» или нет, однако работой, заказами со стороны СХК, как материнской компании, дочерние общества будут гарантированно обеспечены. Безусловно, очень много зависит от руководителя создаваемого предприятия, поэтому нужно будет организовывать обучение, нужно проводить конкурсы на должность. Мы пока создали только одну «дочку» — ООО «Комбинат питания» на базе управления общественного питания СХК. Это произошло в январе 2010 года, и сейчас говорить об успехе этого бизнеса, я считаю, еще рано. Ведь известно, что даже в сфере общепита более или менее реальная оценка успешности, прибыльности может быть дана по крайней мере через год после старта. Наша первая дочка столкнулась с рядом сложностей и социального характера — так, решение о том, что Топливная компания оставляет за дочерними предприятиями соцпакет, было принято уже после того, как ООО «КП» начал свою работу. Конечно, работники «дочки» переживали по этому поводу. Сейчас этот вопрос решен.
Создание дочерних обществ позволяет нам отделить технологическое ядро предприятия, которое непосредственно производит продукцию на рынок, снизить ее себестоимость, а значит — повысить конкурентоспособность СХК.
Сегодня комбинат успешен — и это несмотря на глобальный экономический кризис, который мы с вами только-только пережили. Вы посмотрите, сколько промышленных предприятий просто «легло»! А мы стоим. И в кризисный 2009 год вложили миллиард в модернизацию производства! Еще приведу для сравнения две простые цифры: прибыль комбината по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла почти в два раза; в виде налогов СХК перечислил в областной бюджет 1 млрд рублей в 2009 году, а за полгода 2010 года — уже почти тот же самый миллиард (924 966 571.00 рублей). Могут ли быть еще какие-то вопросы по поводу устойчивости градообразующего предприятия..
— Тем не менее есть вопрос о перспективах СХК… Вот и гособоронзаказ у комбината внезапно забрали.
— Слава богу, мы живы не оборонкой единой. Мы сделали все, чтобы у химико-металлургического завода была работа. Сегодня завод загружен заказами на три года вперед. Кроме того, Топливная компания проявила особый интерес к научному и инновационному потенциалу комбината.
Особенно выделили опытно-технологическую лабораторию того же ХМЗ, ее планируют привлекать к участию в ряде проектов совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом неорганических материалов. Даже реакторный завод нашел свою нишу, а казалось бы, реакторы остановлены — чего еще ждать? Однако на базе РЗ создан опытно-демонстрационный центр (ОДЦ) по выводу из эксплуатации реакторных установок. Есть мнение, что СХК может стать одним из ведущих международных операторов в этой области.
Мы постоянно модернизируем производство наших основных заводов «уранового треугольника» — завода разделения изотопов, сублиматного и радиохимического заводов. Сублиматный сейчас первый в отрасли разворачивает производственную систему Росатома в технологических цехах, а не в обслуживающих производствах. Удачное внедрение может дать заводу выигрыш в себестоимости продукции, а значит, конкурентное преимущество. По его стопам собираются пойти ЗРИ и РХЗ.
Мы с вами должны очень четко понимать: СХК необходимо повысить эффективность работы. Для чего идет реструктуризация? Мы работаем на мировом ядерном рынке, где конкуренция растет, т. к. все больше стран развивают атомную энергетику и промышленность, внедряют технологии, которые долгое время были нашим преимуществом.
Чтобы СХК и Северск жили хорошо, комбинату необходимы заказы, контракты.
Достижение наших бизнес-целей в итоге направлено на то, чтобы была работа, чтобы была высокая зарплата, чтобы был большой соцпакет и возможность поддержки территории, как это и было в лучшие годы.