На вопросы электронного периодического издания AtomInfo.Ru отвечает председатель международной академии ядерной энергии Гарольд Ф. МАКФАРЛАЙН.
Гарольд Ф. Макфарлайн (Harold F. McFarlane) - известный американский специалист. Большая часть его научной карьеры была посвящена быстрым реакторам и развитию ядерного топливного цикла.
Интервью с господином Макфарлайном было записано в кулуарах 54-ой сессии генеральной конференции МАГАТЭ в Вене, где он присутствовал в качестве независимого наблюдателя от Соединённых Штатов.
Не только энергетика
Господин Макфарлайн, Ваше мнение о нынешней генеральной конференции МАГАТЭ? Видите ли Вы какие-либо изменения в связи с приходом в агентство нового генерального директора?
Я считаю, что конференция организована как обычно, и изменения в МАГАТЭ проходят плавно. "Как обычно" означает "как обычно, хорошо".
Говорить о внутренних изменениях в МАГАТЭ, на мой взгляд, пока рано. Но я вижу очень обнадёживающие и интересные признаки. Например, выбор тематики научного форума, который по традиции проходит совместно с генеральной конференцией. В этом году он был посвящён ядерной медицине и применению ядерных технологий для лечения онкологических заболеваний.
Да, мы тоже обратили внимание на то, что в этом году научный форум рассматривал вопросы не энергетики, а иного, если можно так сказать, гуманитарного применения атомной энергии.
Это кажется необычным на первый взгляд. Но я должен отметить, что эксперты, занимающиеся ядерной наукой и технологией, осуществляют под эгидой МАГАТЭ немало программ в этой и других областях, которые особенно важны для развивающихся стран.
Научный форум посвящён ядерной медицине. На Ваш взгляд, какие могут быть другие неэнергетические направления, требующие совместной работы в рамках МАГАТЭ? Может быть, опреснение морской воды с помощью атомной энергии?
Есть много различных аспектов, к которым приковано внимание МАГАТЭ. Что касается опреснения морской воды, то это, как мне кажется, работа на будущее. Сегодня, возможно, это слишком дорогое удовольствие.
Американские итоги
Какие события в атомной отрасли Соединённых Штатах Вы могли бы особо выделить в 2010 году?
Я думаю, что в этом году были важные события. Прежде всего, я хотел бы отметить выдачу государственных гарантий для строительства блоков №№3-4 АЭС "Вогл". Уверен, что госгарантии будут выдаваться в США для разных типов ядерных реакторов.
Это очень важный результат уходящего года. Государство снижает финансовые риски строительства новых блоков, что делает такие проекты более реалистичными.
Второе, что хотелось бы выделить. Комиссия по ядерному регулированию (NRC) добилась значительного прогресса в рассмотрении заявок на квалификацию реакторных проектов, которые предполагаются к строительству на территории США.
Продолжается процесс разработки и квалификации высокотемпературных реакторов, в том числе, таких концепций, как "очень высокотемпературные реакторы" (VHTR), а также модульные реакторы - направление, пользующееся в Соединённых Штатах большой популярностью.
Модульные реакторы малой мощности, которые сейчас находятся на этапе рассмотрения в США - это, насколько мы понимаем, легководные реакторы?
Конечно, легководным установкам уделяется больше внимания, и на них фокусируются усилия. Но предлагается ряд проектов другого плана, инновационных проектов. В частности, это реакторы с натриевым теплоносителем, реакторы с тяжёлометаллическим теплоносителем и некоторые другие.
Почему малые реакторы пользуются в Штатах повышенной популярностью? Чем это можно объяснить?
Для этого есть ряд причин. Превалируют, я думаю, соображения экономического характера.
В абсолютном выражении стоимость их строительства, конечно же, меньше, чем стоимость сооружения больших АЭС. Это не может не вызывать интерес у частного бизнеса, для которого важен "входной порог", то есть, те суммы, что он должен заплатить в момент создания генерирующей мощности.
Быстрые перспективы
Зная Ваш послужной список, мы не можем не спросить Вас о перспективах быстрых реакторов.
Быстрые реакторы были и остаются объектом постоянного внимания во многих странах. Я бы сказал, что интерес к ним стабилен.
Из событий последних месяцев я бы выделил физпуск исследовательского реактора CEFR в Китае, рестарт японского энергетического реактора "Монджу". Подходит к завершению строительство быстрого натриевого реактора PFBR-500 в Индии.
Продолжается международное сотрудничество в сфере быстрых реакторов. Знаю, что много работ связано с исследованиями в области безопасности быстрых установок и по созданию топлива.
Если говорить коротко, то для быстрых реакторов настали прекрасные времена. Перед ними открываются перспективы, от которых захватывает дух.
Что Вы думаете по поводу тяжёлометаллических теплоносителей?
Что я думаю? Я думаю, что большим опытом обращения с такими технологиями располагает Россия. Особенно это касается свинца-висмута.
Это может быть очень интересная альтернатива, у которой есть шансы занять своё место среди реакторов четвёртого поколения.
Но у ТЖМТ есть известные технические проблемы - например, проблема коррозии конструкционных материалов в потоке теплоносителя при относительно невысоких температурах. Поэтому, если рассматривать краткосрочную перспективу, всё-таки они уступают натриевым.
Я знаю, что в России активно занимаются тяжёлыми теплоносителями. Могу выделить, например, работы специалистов ГНЦ РФ - ФЭИ по эвтектике свинец-висмут. Так что, кто знает, может быть, вскоре мы увидим прорывы в этом направлении.
Спасибо, господин Макфарлайн, за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.