Проблема нехватки энергии — сейчас одна из самых острых в мире. И она умножается на главный современный тренд — экологичность: энергию надо вырабатывать так, чтобы не навредить экологии. По всему выходит, что оба этих запроса совмещает ядерная отрасль.
Магистральное направление атомной энергетики — быстрые реакторы. Россия пока что удерживает лидерство в этой тематике, в том числе благодаря ФЭИ — ее научному руководителю. Уже вплотную подошли к замыканию ядерного цикла. Дан старт БРЕСТу. А в перспективе — и коммерческому быстрому реактору БН-1200. Но конкуренция нарастает. Как России не упустить лидерство, и какие на этом пути есть проблемы, и обсуждали в Обнинске.
Круглый стол собрал видных ученых, политиков, руководителей АЭС, отраслевых вузов. ФЭИ, Белоярская АЭС, ОКБМ Африкантова, «Курчатник», Центр науки и инноваций Росатома — это далеко не полный список организаций, приславших своих представителей в Обнинск.
«Мы должны решить стратегические задачи на горизонте трех поколений, — отметил на круглом столе гендиректор ФЭИ Александр Тузов. — У нас отличный багаж, оставленный Лейпунским, Курчатовым, Бондаренко, и сейчас — то самое время, когда надо делать новые большие шаги вперед».
Как отмечали на круглом столе, главный из вопросов, на который России сейчас надо дать практический ответ, — насколько быстрые реакторы выгодны по сравнению с другими способами получать энергию.
«Быстрые реакторы изначально разрабатывали по заказу оборонного комплекса — и они получились не совсем адекватными с точки зрения экономики, дороже в строительстве и эксплуатации, чем тепловые, — отметил представитель Курчатовского института Станислав Субботин. — Тем не менее, БН-1200 по экономической эффективности уже сравним с тепловыми реакторами, а значит, можно говорить о том, чтобы в перспективе экспортировать разработки».
Сейчас во всем мире идет настоящий «атомный ренессанс». А значит, конкуренция будет становиться все острее. И Россия не должна потерять лидерство — ни в научном, ни в законодательном плане.
«Мы должны в опережающем порядке разрабатывать и рассматривать нормативные акты, которые лягут в основу российского и международного атомного законодательства, — подчеркивает член комитета Госдумы по энергетике Геннадий Скляр. — Новые нормы должны регулировать условия транспортировки, приема топлива, контроль за его оборотом. Работать над законодательной базой надо уже сейчас, чтобы не пришлось решать эти проблемы в авральном порядке».