На этой неделе в ГНЦ РФ-ФЭИ прошла XV ежегодная конференция молодёжного отделения Ядерного общества России (МОЯОР). Корреспонденты электронного издания AtomInfo.Ru попросили участников мероприятия ответить на несколько вопросов.
Евгений Сидоров, заместитель председателя Совета молодых учёных Калужской области
Евгений Борисович, несколько слов о конференции.
Калужская область уделяет большое внимание молодёжной науке, инновациям, развитию молодёжного предпринимательства. И, естественно, развитию ядерных технологий. Поэтому логично, что именно наша область принимает у себя юбилейную конференцию МОЯОР.
Совет молодых учёных Калужской области, который я здесь представляю, плотно взаимодействует с предприятиями атомной отрасли. Представители ядерной науки принимают активное участие в мероприятиях совета - фестивалях молодёжной науки, конференциях на уровне Центрального федерального округа, международных конференциях.
Сегодня мне радостно видеть в Обнинске такое количество молодых ребят, которые заинтересованы в развитии России, российских ядерных технологий.
Задачей конференции МОЯОР является просто познакомить людей, или речь идёт о чём-то большем?
Развитие науки происходит, прежде всего, в коммуникации. Когда наиболее талантливые молодые ребята собираются вместе, показывают результаты своих исследований, обсуждают их с ведущими специалистами - это и есть развитие науки и технологии.
Иван Царапкин, работник ГНЦ РФ-ФЭИ, инженер 2-ой категории по информационным технологиям
Иван Петрович, конференция имеет замечательное название: "Молодёжь в решении стратегических задач отрасли". Каковы, на Ваш взгляд, ключевые проблемы, с которыми нужно справиться для решения стратегических задач?
Ключевая проблема отрасли, как я считаю, это недостаток мотивации. Мотивации у молодых сотрудников оставаться на своих местах, оставаться в отрасли, в ядерной промышленности, работать дальше.
Сам сталкивался с тем, что у конкурентов есть много заманчивых предложений. Поэтому основная задача - удержать сотрудника в отрасли.
Какие вопросы для этого нужно решить? Естественно, это квартирный вопрос, который молодых людей интересует больше всего. Это вопрос карьерного роста, потому что молодой человек хочет быть уверенным в своей востребованности на работе, в возможности продвигаться. Наконец, это вопрос ясности в зарплате.
Также есть проблемы внутри научных направлений, и одна из главнейших - проблема передачи опыта от старшего поколения молодым. Ситуация здесь очень серьёзная. Мы потеряли в 90-ые годы целый слой сотрудников, и образовался возрастной разрыв. Например, моему начальнику 74 года.
Надо всячески помогать, именно помогать старшему поколению передавать нам опыт. Мы, молодёжь, живём по новым устоям, у нас своё мнение, которое часто в корне отличается от мнения старших товарищей. Я имею в виду, что мы более компьютеризированы, у нас более европейское мышление. Но, несмотря на наши различия, мы нуждаемся в опыте. И наша задача состоит в том, чтобы, никак не обижая ветеранов, перенять их опыт.
Хочу обратить внимание, что ГК "Росатом" возрождает музей отрасли на ВДНХ, в павильоне, который когда-то принадлежал Минсредмашу. Сейчас готовится проект, здание, собирается информация, создан отдел по её архивации. Люди ездят по предприятиям отрасли и собирают информацию по крупицам.
Вы говорите сейчас о сборе сведений мемуарного плана?
Да, это мемуары, видеозаписи людей, стоявших у истоков атомной отрасли. И не только людей. Собирается любая информация от предприятий, способная охарактеризовать их деятельность, создать историческую справку и дать взгляд на их будущее.
Учитывая то, что на дворе XXI век, я видел бы музей не "классическим", где хранятся только экспонаты, а музеем будущего, в котором на экранах можно было бы проводить видеоэкскурсии по предприятиям отрасли.
Ядерное общество России занимает в этой работе важное место. По нашей инициативе в "Росатоме" состоялось заседание по музейной тематике, а члены общества были включены в состав рабочей группы по созданию музея на ВДНХ.
Сергей Кушнарёв, исполнительный президент Ядерного общества России
Сергей Викторович, Ваш комментарий - о чём говорилось на конференции в Обнинске?
Речь на конференции шла о том, какие проблемы в отрасли сейчас есть, как их решать молодёжи, в том числе, с помощью такого инструментария, как МОЯОР. Наше общество - не какая-то отдельно стоящая организация. Мы - это люди, работающие на предприятиях.
Каковы, с Вашей точки зрения, ключевые проблемы отрасли?
С одной стороны, для молодёжи важна проблематика подготовки кадров, то есть, образования. В этом плане речь идёт не только о первичном образовании, но и о переподготовке.
Допустим, кто-то имеет одну специальность, но у него возникает потребность переучиться на другую. Это реальность, потому что некоторые предприятия в атомной отрасли завершают свою работу в старом образе, переквалифицируются, закрываются одни направления, открываются новые. В этом случае для людей требуется дополнительное обучение. Поэтому мы говорим не только о подготовке кадров, но и о их переподготовке, и обо всём объёме вопросов образования.
С одной стороны, главное - охват тех людей, которые есть в отрасли. Одновременно нам нужен приток, привлечение новых людей, поступление студентов. Но здесь мы должны задуматься - что это будут за люди, откуда они и вернутся ли они туда, куда планируется. Иными словами, это вопрос закрепления кадров.
Человек может получить образование у нас и уйти в другую отрасль экономики. Произойти это может по следующим причинам. Первое - его может не устроить зарплата. Второе - вопрос жилья, другие бытовые проблемы. Третье - вопросы научного и производственного роста, вопросы карьеры.
Я назвал три ключевые проблемы, которые интересуют молодёжь. Для их решения что-то делается, что-то не делается. Здесь, на конференции МОЯОР, то самое место, где может быть выработано совокупное общее мнение. Мы попробуем его представить в итоговом документе, который потом будет направлен соответствующим руководителям отрасли.
Вы и Ваши коллеги озвучиваете три основные проблемы. Но они носят всеобщий характер. То же самое можно сказать о любой другой наукоёмкой отрасли экономики России.
Было бы удивительно, если бы это было не так.
Знаете, если бы был такой же приоритет, как в годы становления атомной отрасли, то к нам сразу возник бы переток молодёжи. И наоборот, если бы, как в 90-ые годы, все технические специальности предавались бы забвению в угоду юриспруденции или банковскому делу.
Сегодня такого тренда нет. Сегодня руководство страны призывает к модернизации, к технической модернизации. Ясно, что без высокотехнологичных отраслей никакого развития не видится. И мы хотим решить общие проблемы конкретно для нашей отрасли, у которой есть свои нюансы.
Один из таких нюансов - география. Если есть отрасли, сконцентрированные в одном месте, то наша разбросана по разным точкам. А в разных регионах свои особенности, инициативы, возможности.
Недаром я говорил, что вопрос подготовки кадров - это вопрос поступления. Если люди будут уезжать для поступления в Москву, то шансов, что они вернутся назад, становится меньше. И совсем другое дело, если они обучаются в своих регионах и там же потом работают.
Как, например, Томск готовил специалистов на Сибирь, Екатеринбург - на Урал, Санкт-Петербург - на северо-запад, Москва - на центр. Сейчас вопрос о регионах стоит очень остро. Наблюдается большой отток специалистов с мест.
При этом, центральный и единственный атомный университет расположен в Москве.
МИФИ имеет огромное количество филиалов. Вопрос в том, что нам нужно обеспечить правильное распределение специалистов. Сегодня, в основном, опираются на мнение работодателя, который должен формировать и количество студентов, и направления подготовки, профессии. Но, к сожалению, не всё пока увязано.
Кроме образования, бытовые проблемы зависят от возможностей предприятий и возможностей регионов.
Для атомной отрасли очень остро стоит вопрос сохранения знания.
Безусловно. Но справиться с ним без помощи штаба отрасли невозможно. Хотя бы по такой причине - наши знания нередко выходят за поле общего пользования. Имеется много так называемых критических знаний, на которых стоит гриф.
Вопрос о сохранении ядерных знаний невозможно решить с помощью регионов или финансовых вливаний. Он требует серьёзной процедурной работы.
Принимает ли участие в этом процессе Ядерное общество?
Конечно. Мы не просто общественная организация, мы - научно-техническая организация. Мы объединяем, в основном, профессионалов. Хотя в ряды общества могут входить студенты, журналисты, любые другие люди, которые интересуются использованием атомной энергии, но большая часть - это профессионалы. Поэтому на наших мероприятиях, конференциях, семинарах мы моделируем пути решения этой проблемы.
Ещё раз повторяю. Сохранение ядерных знаний не является главной задачей общественных организаций. Это дело самой госкорпорации.
В обнинской конференции принимают участие представители Республики Беларусь.
Когда ядерное общество было создано в нашей стране, то оно называлось Ядерное общество СССР и в него входили люди из 13 республик. После того, прошли процессы дезинтеграции и стало ясно, что в ближайшем будущем мы вряд ли вернёмся к единому государству, мы сами помогли создавать ядерные общества в Казахстане, Украине, Беларуси, Литве.
Контакты остаются по двум причинам. Многие объекты в наших странах завязаны друг на друга исторически через научные и производственные связи. И конечно, мы гораздо ближе друг другу по интересам, чем другие страны.
Если взять Беларусь, то, с учётом их сложной обстановки - а у них всегда была сложная политическая обстановка - с учётом Чернобыльской аварии, искусственно подогреваемой радиофобии, вопрос о развитии атомной энергетики там не стоял. Тем не менее, мы помогали их учёным и специалистам, проводили ряд мероприятий, их приглашали.
В 2001 году, по их просьбе, мы провели в Беларуси большую конференцию по ядерным технологиям XXI века. Это дало большой толчок и внесло свой вклад в то, что наши западные соседи тоже подключились к эпохе ядерного ренессанса и планируют строить станцию.
Буквально в начале октября мы провели вторую конференцию по использованию атомной энергии и энергообеспечению Беларуси, которая прошла с большим успехом.