В 2015 году была завершена более чем сорокалетняя история использования радиоизотопых термоэлектрических генераторов (РИТЭГ) в Антарктиде – были вывезены на утилизацию последние четыре РИТЭГ. Головной организацией в решении этой задачи выступил Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) - российский государственный научный центр по изучению полярных районов Земли, назначенный Правительством Российской Федерации государственным оператором в Антарктике.
Главный эколог Российской антарктической экспедиции ААНИИ Виктор Помелов рассказывает о российско-американском проекте по вывозу РИТЭГ из Антарктиды.
– Почему РИТЭГ были популярны в Антарктике?
– Главное преимущество РИТЭГ – это надежные источники тепловой и электроэнергии. Положительные качества РИТЭГов определяются простотой в эксплуатации, отсутствием необходимости обслуживания и отсутствием электрических помех, влияющих на аппаратуру при работе.
РИТЭГ использовались для электропитания автономного научного оборудования, которое устанавливалось в удалённых точках материка для автоматической записи данных в течение длительного времени без участия человека. Аналогичным образом они использовались в Арктике в редко посещаемых местах как долговременные источники питания, применяемые на маяках, метеостанциях, станциях, снимавших геофизические показатели состояния земли и др.
– Когда началась программа по выводу РИТЭГ из эксплуатации?
– Программа по утилизации РИТЭГ существовала ещё в Советском Союзе. Все РИТЭГи, отслужившие свой срок в 20-25 лет проходили переосвидетельствование и, при необходимости, утилизировались. РИТЭГи стоили больших денег, судя по ведомости бухгалтерии того времени – порядка 40 тысяч рублей. Для сравнения, самый дорогой автомобиль стоил девять тысяч рублей. Это была большая материальная ценность для организаций и к ним относились серьёзно. Проблемы появились с времен «перестройки», когда началось недофинансирование, изменение законодательства, организации переоценивали основные фонды, закрывались, меняли юридическое лицо. Программы использования РИТЭГ в Антарктике закрылись. В итоге создалась ситуация, когда признавать и держать РИТЭГ на балансе стало не выгодно. Это относится не только к РИТЭГ, но и к обнаруженным на станции Восток радионуклидным источникам (РнИ), которые использовались при бурении скважин, и никто не хотел признать себя их хозяином и забрать для утилизации.
РнИ и РИТЭГ мы вывезли из Антарктиды одновременно для того, чтобы сразу решить все проблемы. Хотя активность РнИ по прошествии десятков лет была в сотни тысяч раз меньше, чем у РИТЭГ, но тем не менее они не перестали считаться радиоактивными источниками. По нашим сведениям из Антарктиды вывезены все источники, представлявшие «радиоактивное наследие» советских времён.
– Как организовалось российско-американское сотрудничество по утилизации РИТЭГ и какие результаты достигнуты?
– Проект стоил больших денег - сотен тысяч долларов. У ААНИИ не было денег на выполнение этих работ. Дело сдвинулось с места, когда мы нашли спонсора, а именно, когда американская сторона в рамках российско-американской программы снижения глобальной угрозы предложила нам заключить договор о материально-техническом обеспечении операции по вывозу источников из Антарктики. После его подписания мы решили эту проблему в течение одного года. Сложность состояла в том, что для совершения всех логистических операций в Антарктике нам был выделен только один сезон 2014/2015 годов, а до этого мы должны были получить все необходимые лицензии и разрешения.
Российская антарктическая экспедиция ААНИИ взяла на себя выполнение организационных и транспортных задач, американская сторона взяла на себя затратную часть – оплатила срочную подготовку документов для получения лицензий и разрешений, дополнительные транспортные расходы, связанные с РИТЭГ, закупку необходимого дополнительного оборудования для санно-гусеничного поезда (топливная ёмкость с санями, георадар для выявления трещин и др,), а также привлечение сторонних организаций и специалистов для выполнения работ.
Вначале мы собирались работать субподрядчиком у НИИТФА, но впоследствии, поскольку ААНИИ является государственным оператором в Антарктике, американские партнёры приняли решение работать с государственным оператором напрямую, а НИИТФА пригласить в роли субподрядчика. Также в работах активно участвовал и «Аварийно-технический центр Минатома России» (АТЦ СПб) с целью обеспечения радиационного контроля и безопасности в местах проведения работ и на нашем научно-экспедиционном судне «Академик Федоров». Слаженная работа всех трех организаций привели к успешному выполнению этой непростой логистической операции.
Больше в Антарктике советских радиоизотопных источников нет. Россия выполнила Статью V Договора об Антарктике о запрете удаления в этом районе радиоактивных материалов и вывезла источники на утилизацию. К настоящему времени все РнИ переданы во ФГУП «РосРАО» в г. Сосновый Бор, а РИТЭГи отправлены на разборку в В/О ИЗОТОП, откуда извлеченные РИТы поступят на долговременное хранение в ПО «Маяк».
Таким образом российско-американский проект успешно завершен и может служить хорошим примером международной кооперации.
Однако на антарктических станциях осталось большое количество нерадиоактивных «исторических» отходов ещё с советских времён. Предстоит большая работа по очистке районов наших станций Мирный, Новолазаревская, Беллинсгаузен. Поставлена задача ежегодно вывозить отходы в объёме не менее 250 тонн. К счастью, эти работы не сопряжены с такими сложностями и трудностями как вывоз РИТЭГ и мы в состоянии выполнить их самостоятельно.
Беседу вела Алёна Яковлева