В морском бюро машиностроения "Малахит" (Санкт-Петербург), где с недавних пор введена должность генерального конструктора по многоцелевым АПЛ и их вооружению, разработан и представлен заказчику в лице Минобороны и ВМФ технический концепт-проект атомной субмарины пятого поколения.
- Какие тенденции доминируют сегодня в мировом подводном кораблестроении?
- Владимир Дорофеев: Главное свойство подводной лодки - скрытность. И, безусловно, обеспечение этого параметра является приоритетной задачей. Обеспечение скрытности может достигаться различными путями, но основное - снижение всех физических полей подводной лодки. Другие столь же важные направления развития современных АПЛ - повышение ударных возможностей, развитие самообороны и интеллектуализация боевого управления.
В советские годы при строительстве АПЛ вопрос стоимости имел подчиненное отношение к тому, что касалось достижения высоких тактико-технических характеристик. Сегодня, с одной стороны, ставятся новые задачи и повышаются требования к уже достигнутым показателям АПЛ, а с другой - оценивают проекты по критерию стоимость-эффективность. СПМБМ "Малахит" как проектанту приходится искать баланс между стоимостью предлагаемого к постройке корабля и эффективностью решения с его помощью поставленных задач.
- А на что делают упор в военных штабах, формулируя задачи создателям подводных лодок?
- Владимир Дорофеев: От нас ждут корабли, которые могли бы применять большую номенклатуру оружия и существенно обновлять ее в течение жизненного цикла без существенных переделок конструкции подводной лодки. Все более актуальными становятся интеграция АПЛ в единое информационное пространство Вооруженных Сил России, включение радиоэлектронного оборудования в единую интегрированную систему боевого управления корабля, вооружение его робототехническими средствами и увеличение общего срока службы.
- Модульный подход, универсальная платформа - насколько актуальны и приложимы эти понятия к тому, о чем вы говорите и что делаете?
- Владимир Дорофеев: Унификация была всегда. Начиная со второго поколения, были унифицированы ядерно-энергетические установки, разрабатывался типоряд насосного оборудования, базовые комплексы радиоэлектронного вооружения, на основе которых создавались модификации - в зависимости от решаемых задач для лодок различного назначения.
Не является исключением и перспективный корабль. Применительно к нему модульность как принцип и подход будет не просто развиваться, а возрастать в масштабе…
- Что имеете в виду?
- Владимир Дорофеев: То, что в виде унифицированных модулей могут быть созданы не только отдельные системы, а и функционально выделенные помещения на подводных лодках. Даже части корабля. Он, условно говоря, может быть разбит на три зоны: унифицированная носовая оконечность, унифицированная кормовая оконечность, а средняя часть может быть трансформируемой и заменяемой - под различные виды боевой нагрузки