В преддверии Дня мирного атома первый проректор обнинской Технической академии Росатома, директор Департамента основной деятельности Владимир Аспидов рассказал о ближайших и перспективных планах единого центра подготовки персонала для атомной промышленности.
— Владимир Вячеславович, Госкорпорация «Росатом» осуществляет масштабную программу сооружения АЭС как в России, так и за рубежом. Какая роль в атомной экспансии отводится Технической академии Росатома?
— В Росатоме прекрасно понимают, что кадровое обеспечение глобальной атомной экспансии – это одна из ключевых задач. Не будет кадров – не будет и экспансии. Примером является АЭС «Барака» в Объединенных Арабских Эмиратах – атомная станция построена, однако, из-за отсутствия квалифицированного обслуживающего персонала её никак не могут запустить.
На сегодняшний момент в Росатоме в целом создана четкая структура подготовки кадров для глобальной атомной экспансии. Рыночным интегратором этой структуры назначена компания «Русатом-Сервис» – она является главной по этому направлению на АЭС, поскольку подготовка персонала – это тоже сервис. Что же касается Технической Академии Росатома, то она стала технологическим интегратором эксплуатационного персонала для АЭС, строящихся Росатомом за рубежом. По сути дела, мы отвечаем за все зарубежные атомные станции – собираем для этого единую программу, а там, где у нас недостает компетенций, мы приглашаем наших коллег из отрасли. Таким образом, мы являемся единым интегратором.
— В связи с постоянным расширением портфеля зарубежных заказов растёт и поток обучаемых. Специалистов из каких стран будет встречать Обнинск в нынешнем и будущем году?
— На данный момент у нас существует уже целый ряд «живых» проектов, находящихся в стадии реализации. Это проект АЭС «Руппур» в Бангладеш – в Технической академии сейчас проходит обучение персонала для нее. Кроме того, с первого июля стартует обучение персонала для АЭС «Аккую» в Турции.
Также к нам приезжает для обучения персонал для китайской атомной станции «Тяньвань». К слову сказать, между Россией и Китаем подписано соглашение на строительство четырех ядерных блоков ВВЭР-1200 – два из которых будут установлены на тяньваньской АЭС, а два – на АЭС «Сюйдапу». В активной стадии находится проект по АЭС «Эль-Дабаа» в Египте – по нему старт обучения персонала намечен на второй квартал 2020 года. Также Техакадемия активно участвует в проекте АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии, для которого мы уже проводили обучение персонала в 2018 году, а сейчас идут переговоры по продлению нашей работы, и, я думаю, что в 2021 году мы продолжим обучение персонала для этой АЭС. Достаточно активно идут переговоры и с Венгрией на предмет подготовки персонала для АЭС «Пакшт-2» – обучение начнётся также в 2020 году.
— Очевидно, что современные технологии требуют подготовки специалистов-атомщиков нового поколения. Какие в этой связи новые стратегии и методики обучения внедряет Техакадемия?
— Для атомщиков базовым является воспитание культуры безопасности АЭС, и мы уделяем этому аспекту много времени и внимания. Однако нужно четко понимать разницу в менталитете наших обучаемых из разных стран – их видение проблемы безопасности и усвоение материала. При проведении подготовки мы это должны учитывать и корректировать наши занятия. Что касается новых технологий в обучении, то сначала мы рассказываем про эти новации, которые реализуются на наших АЭС поколения 3+, многие из которых пока еще не применяются за рубежом, в частности — ловушка расплава, активные и пассивные защиты, современные АСУ ТП. Если же говорить о чисто образовательных технологиях, то здесь, конечно, идет уход в сторону «цифры» – в Технической академии Росатома эффективно применяется интерактивное и компьютерное обучение. Впрочем, в культуре безопасности АЭС имеет место принцип критического подхода – мы сначала тщательно проверяем эти образовательные технологии, а уж только потом их внедряем.
— Сегодня Обнинск укрепляет статус национального центра ядерной науки – активно наращивает компетенции в сфере использования атомной энергии в медицине, промышленности, сельском хозяйстве… Какие образовательные продукты в области неэнергетических ядерных технологий предлагает Техническая академия Росатома?
— Для этого Росатом создал новый продукт – Центры ядерной науки и технологий. В них предполагается изучение ядерных технологий именно в неэнергетических целях, а Техническая академия Росатома выступает интегратором обнинской площадки. Часто заказчикам необходимо подготовить персонал под конкретные задачи – сотрудники должны обладать необходимым набором компетенций, которые в нашем городе рассеяны между несколькими организациями. Это как принцип «одного окна» — мы формируем заказчику программу под его потребности, и в этой программе могут участвовать многие наши кластеры.
Кроме подготовки персонала для АЭС, Техакадемия ведет подготовку специалистов для ядерной инфраструктуры тех стран, где строятся российские атомные станции. По классификации МАГАТЭ в ядерной инфраструктуре выделено 21 направление, и по каждому из них Техническая Академия готова предложить учебные курсы — для того, чтобы страна, желающая ступить на путь развития ядерной энергетики, могла понимать, что же её ждет впереди.
— Владимир Вячеславович, ядерные знания формируют не только ответственность в области безопасной и эффективной эксплуатации объектов использования атомной энергии, но и высокий уровень культуры, особое отношение к окружающему миру. Что, на ваш взгляд, способствует сохранению и развитию интеллектуального потенциала наукограда?
— Атомщики понимают, что жизненный цикл АЭС – это не год-два, а десятки лет. Первые атомные станции были рассчитаны на тридцатилетний срок службы, сейчас сроки эксплуатации атомных блоков – шестьдесят лет и уже ставятся задачи по увеличению срока до ста лет. То есть, принимая решение сегодня, атомщик должен думать уже не о завтрашнем дне, а о после-после завтрашнем – о своих потомках, внуках и даже правнуках. Сегодняшнее его решение повлияет не только на нынешнее поколение, но и на поколения последующие. Поэтому ответственное отношение к развитию ядерных технологий, ответственность перед будущим и способствует сохранению и развитию интеллектуального потенциала Обнинска.
Беседовал Сергей Коротков