5 сентября 2022
Техническая академия Росатома

Таир Таиров, Техническая академия Росатома: «Учим учить»

Научный портал «Атомная энергия 2.0» представляет специальное интервью с директором Центра подготовки инструкторов Технической академии Росатома Таиром Надыровичем Таировым об опыте подготовки инструкторов нового поколения для обучения персонала зарубежных атомных станций.

- Таир Надырович, расскажите о предпосылках создания Центра подготовки инструкторов в Технической академии Росатома.

- Ключевым аспектом стратегии развития Госкорпорации «Росатом» до 2030 года станет движение от текущего глобального лидерства в атомной промышленности к глобальному технологическому лидерству. «Сердцем» стратегии на горизонте ближайших десятилетий останется ядерная энергетика.  Для достижения стратегических целей необходим квалифицированный персонал, обладающий компетенциями, прежде всего, в области технологий, инженерии, проектировании, способный в кратчайшие сроки решать поставленные задачи. Вернемся в недалекую историю: в 2017 году Центральный институт повышения квалификации путем слияния с Институтом глобальной ядерной безопасности был преобразован в Техническую академию Росатома. Учредителями академии стали Госкорпорация «Росатом», АО «Атомный энергопромышленный комплекс», АО «Концерн Росэнергоатом» и АО «Русатом Сервис». Это дало новый импульс развития, а вместе с ним и необходимость решения новых глобальных задач, связанных с подготовкой персонала. Одной из них стала подготовка персонала зарубежных атомных станций.

- Расскажите об этом подробнее.

- Как известно, Госкорпорация «Росатом» осуществляет масштабную программу сооружения атомных станций как в Российской Федерации, так и за рубежом. В соответствии с дорожной картой сооружения АС за рубежом общее количество квалифицированного персонала, который необходимо подготовить для реализации их запуска - около 5,5 тысячи человек. На момент постановки задачи по организации подготовки персонала зарубежных АС в 2018 году в штате Технической академии имелось ровно 100 подготовленных инструкторов. По нашим расчётам в пик подготовки на рубеже 2022-2024 годов потребность в инструкторском персонале должна составлять порядка 270 квалифицированных инструкторов. Таким образом выявился дефицит кадров, готовых вести обучение с высоким качеством, способных обеспечить соответствующий профессиональный уровень. И нам было необходимо найти таких специалистов. Стоит отметить, что подбор персонала в учебно-тренировочные центры (УТЦ) при АС на должность инструктора производится, в основном, по принципу переподготовки эксплуатационного персонала атомной станции, имеющего богатый практический опыт. Подход достаточно простой — опыт работы на АС, переподготовка на конкретный блок АС при необходимости, плюс системный подход к обучению, педагогическое мастерство. На выходе — инструктор УТЦ АС. Но в нашей ситуации «камнем преткновения» стал языковой барьер. В соответствии с условиями действия EPC-контрактов, две трети обучения зарубежного персонала должно вестись на английском языке. Конечно, возможен вариант работы с использованием переводчиков с параллельным или последовательным переводом. Но это приводит к увеличению времени обучения, соответственно — к росту затрат. К тому же практически отсутствует коммуникация между обучающим и обучаемым, что неизбежно приводит к снижению качества подготовки. Таким образом, было принято решение производить набор персонала для подготовки инструкторов из выпускников профильных вузов и специалистов атомных станций, уже имеющих опыт работы, со знанием английского языка не ниже B1-Intermediate и B2 — Upper-Intermediate. И уже в 2018 году в рамках инвестиционного проекта «Развитие Технической академии Росатома» был создан Центр подготовки инструкторов. Проведен дополнительный набор преподавателей, экспертов по техническим компетенциям, создана тренажерная база. Были разработаны программы обучения и учебно-методические материалы, набрана команда производственного персонала.

Кроме того, потребовались собственные ресурсы для сопровождения и подготовки молодых специалистов по английскому языку. Так появился Лингвистический центр. Отмечу, что для России это уникальный случай.

- В чем его уникальность?

- Как правило, адаптация персонала, закончившего обучение в вузе, проходит в течение 2-3 лет (при условии хорошо поставленной системы наставничества). Срок немалый. Кроме того, специалисты, как правило, проходят условно свою карьерную лестницу, начиная с низших так называемых первичных должностей. На предприятиях со сложными технологическими процессами этот временной промежуток еще больше. За счет обучения в Технической академии временной график уменьшается практически в два раза. На выходе - подготовленный специалист, способный после окончания обучения решать  задачи по своей должности. И тут не важна карьерная лестница от первичной должности до, скажем, ключевого специалиста.

- Как происходит отбор будущих инструкторов и ведется их подготовка?

- В Росатоме существует Консорциум опорных вузов, куда входят 17 профильных учебных заведений. Совместно со специалистами по работе с персоналом академии мы объездили практически все вузы, входящие в консорциум, беседовали с выпускниками, преподавателями, руководством. Предложение было достаточно интересное - двухгодичная программа подготовки с интенсивным изучением английского языка, достойная заработная плата и компенсация за поднаем жилья на весь период обучения. За три года было набрано 168 специалистов, в основном это выпускники технических вузов Томска, Иваново, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Обнинска. В том числе более 40 человек - специалисты с опытом работы на АС.

Обучение проводится по 12 направлениям. Это подготовка начальника смены блока, подготовка персонала электроцеха, подготовка персонала реакторного цеха, подготовка персонала общей подготовки, подготовка персонала турбинного цеха, подготовка персонала обеспечения радиационной безопасности, подготовка персонала химического цеха, подготовка персонала цеха тепловой автоматики и измерений, подготовка персонала по техническому ремонту тепло-механического оборудования и обслуживанию, подготовка персонала по техническому обслуживанию и ремонту реакторного и тепло-технического оборудования, подготовка персонала по технологиям строительного производства, подготовка персонала по управлению проектами в строительстве.

Слушатели осваивают теоретические и практические вопросы процессов безопасной эксплуатации атомных станций, совершенствуют технический английский. Знания закрепляют в ходе стажировок на действующих атомных станциях концерна «Росэнергоатом». Большое внимание уделяется развитию инструкторского мастерства: это умение вести занятие, удерживать внимание аудитории, взаимодействовать с обучаемыми не только в ходе классных занятий, но и во внеурочное время.

Отдельно ведется практическая отработка на тренажерах-специалисты отрабатывают практические навыки управления реактором на различных режимах эксплуатации, при этом особое внимание уделяется вопросам нештатных ситуаций, связанных с различными видами технических отказов.

Отмечу, что если тренажерная подготовка первых групп инструкторов осуществлялась на тренажерах УТЦ на Нововоронежской АЭС и ЛАЭС, то в настоящее время она так же проходит в Нововоронежском филиале, где имеются полномасштабный и многофункциональный тренажеры, а также на многофункциональных тренажерах, расположенных на площадках головного института в Обнинске и в Санкт-Петербургском филиале. Мы также пошли дальше в рамках совершенствования подготовки персонала в Технической академии. В процессе проявилась потребность подготовки инструкторов не только по эксплуатации АС, но и вопросов проектирования, строительства и ремонта оборудования АС. 

- У выпускников вузов и специалистов, имеющих опыт работы на АС, разный уровень подготовки. Программа обучения учитывает это?

- Конечно, для этого у нас существует индивидуальный подход к обучению. Программа состоит из модулей, что позволяет адаптировать ее под каждого специалиста. Например, для специалиста с опытом работы на АС программа корректируется по результатам входного контроля знаний.

- Как Вы уже сказали, одним из главных факторов успешной подготовки инструктора является знание английского языка. Как организовано его изучение?

- Обучению инструкторов английскому языку уделяется серьезное внимание. Ведь наша цель - не просто повысить языковой уровень специалистов, а качественно подготовить их к будущей работе с иностранными коллегами. Для этого инструктора изучают язык по специально разработанной в академии программе. Учитывая важность поставленных перед ними задач в будущем, а также сжатые сроки, все обучение английскому языку организовано как непрерывный и интенсивный процесс. Это и занятия с преподавателями академии по техническому английскому, и развитие речевых навыков на занятиях по общему коммуникативному курсу, и подготовка с последующей защитой презентаций в соответствии с индивидуальной программой подготовки на практикумах по специальности, и плодотворная работа с английским языком во время стажировок.

- Специалистов каких стран инструктора готовят в данный момент?

- На сегодняшний день 146 инструкторов переведены в производственные подразделения и успешно занимаются подготовкой зарубежного персонала. В данный момент они готовят персонал АЭС из Египта, Бангладеш, Турции. Обучение идет по индивидуальным программам, которые разрабатываются в соответствии с занимаемой должностью на будущей АЭС.

- Как оценивается профессионализм выпускаемых инструкторов?

- После прохождения программ подготовки специалисты сдают экзамен на знание должностных и производственных инструкций. В качестве оценки их инструкторского мастерства выступает защита выпускной квалификационной работы. Только после этого они допускаются к обучению персонала зарубежных АС. И здесь уже работу инструкторов оценивают сами слушатели, проходящие подготовку в Технической академии Росатома. На основании анкет обратной связи организаторы обучения определяют уровень их владения английским языком, навыки чтения лекций, точность ответов на вопросы. Инструкторы, ведущие преподавательскую деятельность, получают только положительные отзывы от обучаемых.

  - Спасибо за подробный рассказ! Давайте подведем итог нашей беседы.

- Сегодня для достижения технологического прорыва на предприятиях отрасли очень важно иметь высококвалифицированный персонал. Опыт Технической академии Росатома можно распространить и на другие предприятия отрасли со сложными технологическими процессами. Техническая академия Росатома готова оказать такое содействие. От себя лично хочу пожелать специалистам, прошедшим обучение, дальнейшего карьерного роста, не останавливаться на достигнутом и идти только вперёд!

Техническая академия Росатома: свежие публикации

Современная площадка подготовки персонала российской и зарубежной атомной отрасли. Сеть учебно-методических центров в составе Технической академии позволяет решать практически все задачи, связанные с обеспечением отраслевых и государственных целей, международным бизнесом.