На АЭС «Руппур» в Бангладеш возводят два энергоблока с реакторами ВВЭР-1200. На них будут работать и выпускники Технической академии Росатома Рахман Масудур и Султана Фахмида. Мы спросили у молодых людей, что их привело в Россию, кем они планируют стать после учебы и как им живется в городе атомщиков Нововоронеже.
Седьмой сын
Рахман Масудур родился в семье фермеров в бангладешской деревне недалеко от столицы страны Дакки. В семье семь детей, все мальчики, он младший. Рахман мечтал стать военным, однако, во время обучения в колледже преподаватели выявили у юноши способности к физике и посоветовали пойти учиться на физический факультет Университета Дакки.
«Профессия энергетика — сегодня одна из наиболее привлекательных в моей стране», — отмечает Рахман.
Кстати, в отличие от многих бангладешских слушателей Технической академии, молодой человек прекрасно говорит на русском.
«С 2016 по 2019 год я учился в МИФИ в Москве, — продолжает он. — После этого два года работал на АЭС «Руппур» инженером. Чтобы попасть на обучение в Техническую академию, выдержал непростой экзамен, во время которого проверяли мои знания о работе АЭС».
Россия стала первой заграничной поездкой молодого бангладешца. Все для него было в новинку: природа, люди, традиции, но сложнее всего было смириться с холодом. Что такое пальто, ботинки и шапка-ушанка, Рахман узнал при первых холодах в Москве.
Студенческая жизнь складывалась интересно: появились друзья, он много путешествовал. Побывал в Самаре, Сочи, успел посмотреть Байкал и Крым. Обучаясь в МИФИ, занимался фотографией, играл в футбол, встал на лыжи. До жизни в России про Новый год и дни рождения он даже не слышал. В его детстве малышей не только не одаривали подарками, но даже записывать гражданами страны начинали только лет с пяти — государство тогда не вело строгий учет рождаемости. Учеба в московском институте помогла знакомству с Россией.
«У меня есть русские друзья, которые помогают мне понимать вашу страну. Я и сейчас поддерживаю с ними связь, — рассказывает Рахман Масудур. — По сравнению с МИФИ в Технической академии программа обучения сложнее. Свободного времени совсем мало. Хорошо, что инструкторы, переводчики и специалисты отдела организации обучения помогают во всем».
А помощь бангладешским слушателям Технической академии нужна не только в учебном процессе — разобраться со схемами и проработать аварийные ситуации на тренажере блочного пульта управления АЭС, — но и в быту. Специалист отдела организации обучения Нововоронежского филиала Технической академии, сопровождающая группу, становится и мамой, и старшей сестрой: помочь с покупками, с обращением в больницу, да и просто объяснить, как одеться по погоде и что такое снег.
«Нововоронеж – город маленький и красивый, здесь особенная природа и добрые люди. Все, чему научусь в России, мне пригодится в дальнейшем. Я планирую надолго остаться в атомной энергетике», — улыбается Рахман Масудур.
После 1,5 лет учебы в Технической академии Росатома и успешной сдачи экзамена молодой человек получит сертификат о завершении обучения по программе подготовки на должность ведущего инженера реакторного цеха атомной станции. Однако к работе на АЭС «Руппур» он будет допущен только после получения разрешения бангладешского регулирующего органа (BAERA).
Четвертая дочь
В Россию за знаниями отправилась и Султана Фахмида. Для младшей из четырех девочек в семье университет в Дакке стал первой ступенью к выбору профессии — она училась на отделении ядерной физики. После окончания вуза девушка работала преподавателем физики в институте, но, когда Комиссия по атомной энергии Бангладеш объявила набор студентов для обучения в России, решила попробовать свои силы.
«Нас брали по знаниям, на пол внимания не обращали, — рассказывает Султана. — Но я все равно оказалась единственной женщиной в группе из 10 человек, обучающихся по специальности «радиационная безопасность на АЭС». Дома осталась трехлетняя дочь Махира, скучаю по ней и по мужу. Но все, что я узнаю в России, ценно и важно для моей профессии — я планирую работать в отделе радиационной безопасности на АЭС «Руппур». В Технической академии хорошо составлена программа, теоретическое обучение соединено с практикой и стажировкой на рабочем месте».
Практика у студентов академии проходит на инновационных блоках Нововоронежской АЭС. В зависимости от специальности студентов обучают в цехах, отделах и лабораториях АЭС. В филиале академии в Нововоронеже также есть аналитические тренажеры инновационных энергоблоков. Новый полномасштабный тренажер ВВЭР-1200 — копия блочного пульта управления инновационных энергоблоков №6 и 7 Нововоронежской АЭС. На нем уже прошли обучение более 50 специалистов с турецкой и бангладешской атомных станций.
Сегодня лучшие друзья девушки — учебники, но остается время и на поездки по России.
«Меня потрясли Красная площадь, Исторический музей и Московский океанариум, — говорит она. — В Нововоронеже я люблю гулять у водохранилища, а в свободное от занятий время — готовить. В русской кухне мне больше всего нравятся блины и гречка».
Студенты живут в гостинице или в квартирах, входящих в жилой фонд академии. Учтены кулинарные и религиозные предпочтения студентов: есть молельные комнаты, а кухни оборудованы рисоварками.
Султана с детства слышала от родителей, что в жизни важно быть самостоятельной. Наставления родных воспитали характер.
«Когда мне трудно, повторяю: потерпи, будь спокойна, не сиди без дела, — делится она. — Своим друзьям советую учить русский. Рассказываю, какая здесь спокойная и красивая страна. Буду тепло вспоминать переводчиков Юлию Попову, Лилию Харину и Наталию Колмакову, а также инструктора отдела подготовки персонала реакторного цеха Олега Николаевича Склярова. Мы все бежим на его занятия, на них очень интересно».
Султана Фахмида уверена, что в ее стране атомная энергетика необходима. А хорошо оплачиваемая профессия позволит в будущем купить семье дом, растить детей, помогать родителям.