Об образовательной поддержке новых продуктов Росатома и выходе на международные рынки рассказывает проректор – директор Департамента международного сотрудничества и развития международного бизнеса Технической академии Росатома Павел Журавлев.
Глобальные ориентиры
Основные цифровые показатели, к которым стремится Росатом в 2030 году, складываются из выручки от зарубежных заказов (более 50 %) и создания рынка новых продуктов (около 40 %). В ближайшие десять лет именно эти два направления будут активно развиваться в отрасли. По расчетам, вклад Технической академии в отраслевой доход составит 5 миллиардов рублей к 2025 году. Доля новых продуктов в этом доходе, на первый взгляд, может показаться небольшой – 100 миллионов рублей. Дело в том, что рынок новых бизнесов сегментирован: ветроэнергетика и водородная энергетика, ядерная медицина, атомные станции малой мощности и другие направления. Особое значение в этой сфере имеют компетенции и опыт, позволяющие мобильно подстраиваться под любую задачу. Росатом ставит стратегические цели на 10 лет вперед, но уже сейчас Технической академии необходимо готовиться занять свое место в предстоящих событиях.
Что понимается под новым продуктом? Это продукт, созданный для освоения новых рынков или для увеличения его доли на рынках присутствия. Он может входить в состав нового либо традиционного бизнеса. Например, выход Технической академии на новые мировые рынки с готовым образовательным продуктом по подготовке персонала АЭС в рамках реализации зарубежных проектов Росатома потенциально может рассматриваться как новый продукт.
Уже сегодня Техническая академия включена в работу на этапе переговоров и согласования по таким новым продуктовым направлениям в части подготовки кадров и консалтинга, как вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии, водородная энергетика, ветроэнергетика, атомные станции малой мощности, реакторы четвертого поколения, ядерная медицина, экология и обращение с радиоактивными отходами.
Новые направления – новые компетенции – новые программы
Подготовка кадров – сквозной процесс, обеспечивающий развитие бизнеса и технологий. Являясь отраслевой площадкой подготовки персонала и центром сотрудничества МАГАТЭ в четырех областях, Техническая академия обладает уникальными hard skills компетенциями в области ядерных технологий, неэнергетических применений, глобальной ядерной безопасности и физической защиты.
Зачастую у нас есть все ресурсы для подготовки персонала по соответствующему направлению. Если каких-либо компетенций не хватает, может понадобиться модернизация внутри организации или создание образовательного альянса для доработки имеющихся программ. Впервые мы стали говорить об образовательном альянсе в прошлом году. Сейчас уже уверенно произносим это словосочетание, обозначающее тандем с академическим образованием.
Яркий пример образовательного альянса – магистратура МГУ по подготовке менеджеров в области вывода из эксплуатации. Данная магистерская программа предполагает практическую часть по ядерной радиационной безопасности, работе с радиоактивными отходами, материалами, учету и контролю. Соответствующий модуль был подготовлен специалистами кафедры «Ядерная радиационная безопасность». Таким образом, Техническая академия стала частью этого образовательного продукта.
Трансфер знаний
Сегодня у Технической академии две возможности выхода на рынки образовательных услуг: продвижение своих продуктов и продуктов Росатома и сопровождение нового международного бизнеса в области подготовки персонала необходимой компетенции. В качестве своих продуктов Техническая академия предлагает краткосрочные курсы в формате «Train-The-Trainers», учебники по технологии ВВЭР-1200, совместные образовательные программы в поддержку трансфера ядерного образования, специальные курсы и тренинги по различным тематикам (онлайн, офлайн, цифровые), консультационные услуги.
Трансфер образования – это перенос образования в страну присутствия. Мы обладаем уникальным знанием о построении ядерных образовательных программ (энергетических и неэнергетических) и передаем эти знания профессорско-преподавательскому составу страны-партнера. Преподаватели адаптируют эти знания под нужды ядерно-энергетической программы своего государства и обучают своих специалистов.
Курсы «Train-The-Trainers» реализуются в рамках программы Росатома «Международное сотрудничество в ядерном образовании». Техническая академия выступает координатором совместной деятельности внутри программы, которая выстраивается под каждый опорный вуз. Часть программ, касающихся реакторных технологий, аварийной готовности и реагирования, технического обслуживания и ремонта, вопросов эксплуатации турбинного острова АЭС, разработана специалистами Технической академии. Другую часть курсов мы проводим с опорными вузами, которые имеют практическую базу под соответствующие программы: Томским политехническим университетом (исследовательский реактор), Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (многофункциональный центр облучения), Нижегородским государственным техническим университетом имени Р. Е. Алексеева (реакторы малой мощности).
Опыт в области развития курсов в поддержку трансфера ядерного образования, накопленный с 2018 года, позволяет сегодня Госкорпорации «Росатом» иметь портфель образовательных программ, охватывающий весь жизненный цикл использования атомной энергии и все аспекты, связанные с энергетическим и неэнергетическим применением ядерных технологий.
Большая жизнь
Осенью Техническая академия приняла участие в стратегической сессии по водородной энергетике, организованной в Сколково по заказу АО «Русатом Оверсиз». По итогам сессии были определены основные направления отраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в этой достаточно наукоемкой сфере. Важное место среди них занимает подготовка кадров в области водородной энергетики. Инициатива Технической академии по внесению раздела подготовки кадров в сопутствующие стратегические документы была поддержана и в рамках образовательной программы по водородной энергетике. Кроме этого, мы обсудили возможности взаимодействия с Московским энергетическим институтом – одним из ключевых университетов, обладающих базовыми научно-технологическими решениями в области водородной и ветроэнергетики, солнечной тематики, водных ресурсов. В следующем году Техническая академия планирует подписать соглашение о сотрудничестве с МЭИ.
Еще одним значимым событием года стало успешное участие молодых специалистов Технической академии в проекте «Бизнес-лаборатория». Это дивизиональный проект, нацеленный на то, чтобы, с одной стороны, позволить молодежи попробовать свои силы в создании бизнес-идей, а с другой – сформировать бизнес-ориентированные проектные команды молодых специалистов. Первый блин не был комом: из двадцати представленных бизнес-идей наиболее успешными стали работы по водороду, ветроэнергетике и радиационной ядерной безопасности. Это серьезные работы с паспортом проекта, расчетом финансово-экономической модели, анализом рынков и маркетинговыми исследованиями.
Участие в «Бизнес-лаборатории» дало нам понимание, с чем мы можем идти дальше. Сейчас ведем переговоры с АО «ВетроОГК», которое входит в контур управления АО «НоваВинд» и выступает оператором проекта по строительству и эксплуатации ветроэлектростанций. В планах – сертификация образовательных программ по стандарту GWO (Всемирной организации ветра), а также приобретение тренажера или учебного комплекса для подготовки специалистов по ветроэнергетике.
В поддержку устойчивого развития
Важным моментом выхода на международные рынки является образовательная составляющая. Знания о новых продуктах необходимо доносить раньше производства и бизнеса. Если мы заранее не подготовим специалистов – держателей новых технологий, – мы никуда не двинемся.
Приходя с образовательными программами в страны-партнеры, Техническая академия зачастую становится окном для людей, желающих открывать новые возможности для сотрудничества. За годы взаимодействия у нас сложился большой пул партнеров – бывших слушателей курсов МАГАТЭ и Train-The-Trainers, которые транслируют наши идеи и обращаются к нам за новыми знаниями. Многие из них сегодня стали руководителями ядерных программ, профессорами университетов.
Возможность прямых контактов с образовательными научно-исследовательскими организациями дает нам и сотрудничество с Европейской сетью ядерного образования. В ENEN входит более 80 европейских организаций, и Техническая академия является частью этой большой европейской научно-образовательной семьи, каналом коммуникаций, которых становится все меньше в условиях всеобщей эпидемии. Как координатор этой деятельности в России, Техническая академия объединяет вокруг себя ведущие отечественные вузы – члены ENEN.
Любое образование формирует будущее народа. Если в стране строится атомная станция, это становится важным для людей и с точки зрения безопасности, и с позиции карьерного роста и экономической защищенности нескольких поколений. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был образован. Где, чему и зачем учить – ключевые вопросы, системообразующие для любого общества. Поэтому образование – это передовая просветительско-пропагандистская история приемлемости, вовлеченности и устойчивого развития.