Сегодня Госкорпорация «Росатом» объединяет в себе большое количество высокотехнологичных направлений, выходящих далеко за пределы атомной тематики и требующих обеспечения высококвалифицированными кадрами. По прогнозам, к 2035 году штат сотрудников, которые обеспечат устойчивое и безопасное развитие новых направлений бизнеса, должен увеличиться на 100 тысяч человек. Как готовится обеспечить подготовку необходимого персонала Техническая академия Росатома, рассказывает проректор – директор Департамента международного сотрудничества и развития международного бизнеса Павел Журавлев.
– Обеспечение образовательной поддержки новых направлений бизнеса Госкорпорации «Росатом» – важная отраслевая задача, работать над которой Техническая академия как отраслевой центр подготовки персонала начала еще в 2021 году. Как развиваются эти проекты сегодня?
– Прежде всего, те проекты, над которыми мы работали в 2021 году, – атомные станции малой мощности, ветроэнергетика, ядерная медицина, экология – стали прочным фундаментом для дальнейшего развития образовательной платформы новых продуктов. Сегодня из стадии разработки и идейного развития они постепенно «перегружаются в производство». Проводятся консультации с бизнес-заказчиками внутри и вне отрасли на тему нашего производственного включения в реализацию новых продуктов в области подготовки персонала. В связке с новой программой развития Технической академии, принятой до 2026 года, это стало одной из стратегических задач по образовательной поддержке новых направлений бизнеса. Руководство академии приняло решение двигаться «широким фронтом»: все наши предложения будут собраны и упакованы в один большой инвестиционный проект. Это позволит привлечь средства для модернизации образовательных процессов (разработки программ обучения, наращивания компетенций преподавателей в интересах отрасли), чтобы в дальнейшем выйти на новый уровень позиционирования на международном рынке.
– Важным компонентом развития ядерного образования является создание системы опережающей подготовки кадров. В чем особенности реализации этой системы в сфере новых продуктов?
– Для успешной реализации стратегии опережающей подготовки необходимо наращивать потенциал партнерских отношений. В течение прошлого и части позапрошлого года Техническая академия заключила большое количество соглашений о сотрудничестве с различными организациями. Так, важным шагом к разработке обучающих программ и формированию кадрового резерва ветроэнергетической отрасли стало подписание Меморандума о взаимопонимании между Технической академией и АО «НоваВинд». В связи с задачей по развитию присутствия компании в Ставрополье, в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, Дагестане, существенно возрастает количество квалифицированного персонала, который необходимо будет обучить.
Еще одна серьезная задача, которую сегодня решает Росатом, – обращение с отходами I и II классов опасности и обеспечение ввода в эксплуатацию семи экотехнопарков, требующая подготовки 3500 специалистов к 2026 году. Систему подготовки кадров в сфере переработки и долговременного хранения отходов Техническая академия Росатома разработает совместно с ФГУП «Федеральный экологический оператор», отвечающим за создание и функционирование безопасной системы обращения с отходами I и II классов с момента образования до переработки во вторичную продукцию. Сложность решения данной задачи заключается в отсутствии апробированных действующих мощностей для обучения персонала в сфере обращения с отходами. Оборудование, разработанное по российским технологиям, только начинает монтироваться. Для совместного освоения новой технологической линейки преподавателям Технической академии необходимо нарастить свои компетенции для подготовки сотрудников предприятий ФГУП «ФЭО».
Кроме этого, в 2022 году Техническая академия заключила ряд соглашений с вузами, у которых есть теоретическая база по тем или иным новым направлениям бизнеса Росатома. Взаимодействие с национальным исследовательским университетом МЭИ позволит своевременно обеспечить потребности отечественных организаций в квалифицированных кадрах в области цифровой энергетики, ветроэнергетики и других возобновляемых источников энергии.
Сотрудничество с Морским государственным университетом имени адмирала Г. И. Невельского даст возможность реализации задач, связанных с подготовкой специалистов, обеспечивающих работу энергетических установок на судах и других плавучих объектах Севморпути.
Во взаимодействии с Сахалинским государственным университетом мы развиваем тему подготовки специалистов для сооружения объектов в сейсмоопасных зонах. Еще один наш партнер – Университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова – единственная организация, где установлен полномасштабный тренажер РИТМ-200. В рамках форума «Атомэкспо» мы перезаключили соглашение с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова, которое позволит продолжить нашу совместную деятельность в части РАО, ОЯТ и радиохимии.
Таким образом, активно взаимодействуя с вузами и предприятиями, Техническая академия способна предложить заказчику технологическое обучение, включающее как теоретическую, так и практическую подготовку. Посредством объединения сфер компетенций формируется продуктовое предложение, которое будет устраивать заказчиков того или иного производства.
– В 2022 году бизнес-идеи Технической академии возглавили ТОП рейтинга дивизионального проекта «Бизнес-лаборатория». Как эта победа поможет развитию самих проектов?
– «Бизнес-лаборатория» – уникальный проект Концерна «Росэнергоатом», основанный на огромном опыте и потенциале сотрудников дивизиона. Целью проекта является поэтапный поиск идей для создания новых продуктов на российском и международном рынках. Сотрудники Технической академии участвуют в «Бизнес-лаборатории» с 2021 года. Тогда нами были разработаны три бизнес-инициативы в области подготовки кадров по направлениям ветро- и водородной энергетики, а также цифровая лаборатория радиационно-измерительных технологий. Все три проекта вошли в десятку лучших. В настоящий момент ведется дальнейшая работа по их реализации.
В 2022 году Техническая академия приняла участие в проекте с двумя бизнес-инициативами по подготовке кадров для ядерной медицины и теплоэнергетики. По итогам первого потока проектов инициативы академии заняли две первые строчки рейтинга «Бизнес-лаборатории» и были рекомендованы экспертной комиссией для дальнейшей проработки и рассмотрения на инвестиционном комитете. При инвестиционной поддержке мы сможем дорастить свои проекты до полноценных образовательных продуктов: повысить компетенции преподавателей, разработать учебные программы и методические материалы с целью решения отраслевых задач и выхода на смежные и зарубежные рынки.
– Какие важные, на Ваш взгляд, шаги предстоит сделать Технической академии Росатома в связи с выходом на новый этап развития?
– Одними из ключевых моментов позиционирования на рынке, в том числе на международном, являются выстраивание доверительных взаимоотношений с партнерами и соотнесение интересов бизнеса с интересами общества. В связи с этим важное значение приобретает приемлемость Технической академии другими участниками не только рынка, но и социальной, образовательной, производственной сферы. Мы этим занимались, и сейчас у нас есть понимание, куда двигаться дальше.
Главное, что было создано в рамках предыдущей инвестпрограммы, — новые возможности для дальнейшего развития: модернизация аудиторий, открытие лабораторий, разработка тренажеров и других средств обучения. Большой реконструированный конференц-зал, оснащенный современными мультимедийным и ауди-световыми комплексами, системами видеоконференцсвязи и синхронного перевода, позволяет Технической академии организовывать масштабные мероприятия в любом формате на самом высоком уровне. Новая коммуникационная площадка объединит ученых и молодых специалистов, представителей власти, бизнеса и других общественных структур. Это взаимодействие будет основано на консолидации знаний, поисках новых решений, вовлеченности в реализацию ключевых задач государства и региона. Кроме этого, наши партнеры смогут увидеть Техническую академию изнутри, познакомиться с ее сотрудниками. Важно не то, что мы сами о себе говорим, важно, как нас воспринимают другие. Доверие дорогого стоит: это большая тема, которая уже сегодня делает нас теми, кто мы есть.
Станислав Лимарев, руководитель проектного офиса «Сопровождение новых продуктовых решений»:
«Ежегодно российской промышленности требуется порядка 350 тысяч технических специалистов традиционной энергетики. Исходя из этой цифры, становится понятна актуальность разработанного нами проекта по подготовке кадров в области теплоэнергетики. Это один из ряда проектов, направленных на образовательную поддержку новых продуктов и включенных в программу развития Технической академии до 2026 года. Успешно решить отраслевую задачу по развитию новых направлений бизнеса возможно путем выстраивания системы подготовки персонала с дальнейшим обучением высококвалифицированных кадров в различных областях. Безусловно, это сформирует в Технической академии новые компетенции и возможности, позволит расширить спектр деятельности и создаст задел на будущее для диверсификации деятельности в сторону смежных отраслей».