Научно-деловой портал «Атомная энергия 2.0» представляет экспертное интервью с Полиной Владимировной Ковалевой, директором по новой атомной энергетике Технической академии Росатома, членом Совета по инновациям Госкорпорации «Росатом»
- Полина Владимировна, расскажите, пожалуйста, о том, что означает сегодня «новая атомная энергетика»?
- За всю историю развития атомной энергетики накоплен значительный объем новых знаний, компетенций, решений, которые сейчас позволяют нам значительно усовершенствовать все аспекты атомной отрасли. Новая атомная энергетика – это обеспечение чистой и доступной энергией удаленных территорий Российской Федерации и выход на растущие мировые рынки технологий и топлива для замкнутого ядерного топливного цикла, а также рынки станций малой и средней мощности. Ключевыми технологиями являются реакторы 4 поколения, включая быстрые реакторы БРЕСТ-ОД-300, БН-1200, БР-1200, а также новые предприятия по переработке отработавшего ядерного топлива и производству свежего.
К направлениям новой атомной энергетики относятся и атомные станции малой мощности (АСММ). Россия является пионером в этой области – первая в мире АЭС мощностью 5 МВт (эл.) введена в эксплуатацию в Обнинске в 1954 году, первая в мире плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» с реакторной установкой КЛТ-40С (35 МВт эл.) – с 2020 года находится в эксплуатации. С учетом накопленного опыта эксплуатации реакторов малой мощности разрабатываются новые реакторные установки, такие как РИТМ-200, РИТМ-400, Шельф. Атомные станции малой мощности дают возможность эффективно осваивать удаленные территории – например, в Арктическом регионе, так как они в отсутствие развитой электросети способны бесперебойно снабжать потребителя дешевой электроэнергией и теплом.
- Почему Техническая академия Росатома активно участвует в разработке и исполнении соответствующих обучающих программ в данных сферах? Какой опыт у вас уже был ранее накоплен по этим направлениям?
- Переход к новой технологической платформе требует многоуровневую систему подготовки кадров с широким составом участников. Как интегратор технологического обучения в Госкорпорации «Росатом» мы, конечно же, активно способствуем выстраиванию такой системы.
Так, при поддержке департамента научно-технических программ Госкорпорации «Росатом», проектным направлением «Прорыв» разработан базовый курс по технологиям двухкомпонентной ядерной энергетики. В разработке и экспертизе данного курса участвовали ведущие ученые и технологи ПН «Прорыв». В 2024 году активно проводим обучение – уже провели более 18 курсов, на которых обучилось более 230 слушателей.
В этом году мы приступили к разработке концепции подготовки персонала и разработке учебных материалов для АСММ на базе реакторной установки «РИТМ-200Н». Краткая версия базового курса по этой технологии будет готова уже к концу года и доступна для слушателей на русском и английском языках.
- Что такое базовый курс и для кого он разрабатывается?
- Расскажу на примере базового курса по двухкомпонентной ядерной энергетике. Он сформирован с использованием модульного подхода, общий объем материалов – 270 часов. В состав курса вошли модули по реакторной установке БРЕСТ-ОД-300, технологии фабрикации смешанного нитридного уран-плутониевого ядерного топлива и технологиям переработки ОЯТ.
Данный курс разработан по принципу матрешки, то есть выполнен в различных вариантах и, соответственно, длительностях, и рассчитан на конкретную целевую аудиторию. Так, самый продолжительный модуль курса, составляющий 160 академических часов, рассчитан на подготовку оперативного персонала АЭС с реактором БРЕСТ-ОД-300, который в настоящее время сооружается на площадке АО «СХК» в городе Северске. Более короткие варианты этого курса рассчитаны на использование дополнительного профессионального обучения для повышения квалификации персонала отрасли.
Самый краткосрочный вариант, от 24 до 40 академических часов, сфокусирован на предоставлении информации о базовых принципах инновационной двухкомпонентной ядерной энергетики и предназначен для широкой аудитории, начиная от студентов вузов до зарубежных специалистов, вовлеченных в работы по развертыванию национальных ядерных инфраструктур.
- Недавно в рамках Международной конференции МАГАТЭ по малым модульным реакторам и их применениям состоялось подписание нового соглашения о сотрудничестве между Технической академий Росатома и МАГАТЭ. Расскажите, пожалуйста, какие возможности это открывает и какую роль играет сотрудничество Академии с международными организациями?
- Система Центров сотрудничества МАГАТЭ способствует выполнению государствами-членами задач для достижения целей в области устойчивого развития. При назначении таких центров и продлении сотрудничества с ними оценивается их способность, потенциал и готовность вносить вклад в конкретные проекты и мероприятия, предусмотренные программой МАГАТЭ.
Являясь Центром сотрудничества МАГАТЭ в области управления знаниями по таким направлениям как ядерная энергетика, физическая ядерная безопасность, ядерные науки и их применения, Техническая академия «Росатома» с 2019 года организует школы, семинары и учебные курсы для специалистов стран, вставших на путь развития атомной энергетики. За 4 года в рамках соглашения было проведено более 80 международных мероприятий и обучено порядка 1500 человек из 61 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Сейчас мы углубляем наше сотрудничество с Агентством в области малых модульных реакторов, которые являются одним из элементов новой атомной энергетики. Мы видим огромный интерес у международной аудитории к российским технологиям АСММ, особенностям строительства таких станций, обеспечению поставок свежего топлива и технологиям обращения с отработавшим топливом. Страны, планирующие развитие атомной энергетики, стремятся перенять российский опыт, интересуются подходами к развитию необходимой инфраструктуры и вопросами подготовки кадров.
Еще одно новое направление сотрудничества Академии и МАГАТЭ – ядерная медицина и производство радиофармацевтических препаратов. В данных областях Россией накоплен значительный опыт, на действующих исследовательских и промышленных реакторах нарабатываются изотопы медицинского назначения, внедряются инновационные подходы к лечению заболеваний.
Признание МАГАТЭ подтверждает наши лидерские позиции среди образовательных центров в области атомной энергии, дает нам возможность активно взаимодействовать с международной аудиторией.
- Техническая академия заключила несколько соглашений с профильными российскими университетами, включая университеты на Дальнем Востоке. Какие задачи образовательные учреждения решают в процессе сквозной подготовки и обучения будущих специалистов-атомщиков?
- Действительно, мы ведем давнюю работу с ключевыми российскими университетами в области ядерных технологий. Подготовка специалистов для таких высокотехнологичных областей, как ядерная наука и техника, занимает много лет, поэтому важно создавать единую образовательную среду между организациями высшего и дополнительного образования. У нас регулярно проходят различные образовательные мероприятия в партнерстве с Томским политехническим университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Нижегородским техническим университетом имени Петра Алексеева и многими другими.
Мы не только привлекаем преподавателей вузов для проведения международных курсов, но и сами помогаем вузами усовершенствовать образовательные программы в части требований со стороны практики, трансфера новых знаний. Один из механизмов такого сотрудничества – это краткосрочные курсы в формате Train-the-Trainers, которые предназначены для переподготовки преподавателей вузов. Такие курсы обеспечивают трансфер новых знаний из отрасли в программы высшего образования как российских вузов, так и вузов стран-партнеров.
С Морским государственным университетом им. адмирала Г.И. Невельского – ведущим морским вузом России – мы сотрудничаем с 2022 года. Крайне востребованные сейчас атомные станции малой мощности в России основаны на реакторных технологиях, которые разрабатывались и успешно применяются в судовых установках, управлению которыми как раз обучают во Владивостоке. Так, в России проектируются наземные АСММ с реакторами РИТМ-200Н, а также модернизированные варианты плавучих атомных станций, которые основаны на применении реакторных установок РИТМ-200, успешно эксплуатируемых в атомном ледокольном флоте. В этой связи нам интересен опыт МГУ им. Невельского в организации тренажерного обучения экипажей и потенциал дальнейшей кооперации с учетом высоких перспектив АСММ именно в азиатском регионе.
- Расскажите, пожалуйста, про будущие планы участия Технической академии Росатома в реализации ключевых проектов российской новой атомной энергетики.
- По направлению двухкомпонентной ядерной энергетики на базе реакторов на быстрых нейтронах в ближайший год мы планируем завершить разработку комплекта учебных материалов и программ подготовки на должность, а также принять участие в подготовке оперативного персонала опытно-демонстрационного энергетического комплекса, сооружаемого на базе Сибирского химического комбината.
В области атомных станций малой мощности совместно с интегратором мы завершаем концептуальную разработку модели подготовки эксплуатационного персонала с учетом специфики АСММ и потребностей российских и зарубежных проектов. Следующий этап – перейти к подготовке и обучению представителей общественности и непосредственно к опережающей подготовке персонала станций. На базе Московского филиала Технической академии мы создаем центр подготовки персонала АСММ как для российских, так и для зарубежных проектов.
Несомненно, мы и в дальнейшем планируем оказывать образовательную поддержку и готовить персонал для всех стран, заинтересованных в сооружении у себя атомных станций на основе российских технологий.
- Что бы вы хотели пожелать и посоветовать будущим специалистам, и также педагогам и инструкторам в этой инновационной сфере?
- Специалист новой атомной энергетики должен иметь компетенции в разных областях знаний: с одной стороны, он должен иметь предметные знания о новых научных, инженерных и технологических решениях. С другой – разбираться в актуальных нормативных и административных требования, с третьей – понимать продуктовую рамку новых решений, включающую экономику, экологию, взаимосвязь с другими продуктами и технологиями. К этому можно добавить и динамично развивающиеся сквозные технологии – информационные, робототехнические и другие. Могу пожелать специалистам энергетики будущего сохранять способность к непрерывному образованию и интерес к освоению новых компетенций во всех этих областях.
Преподавателям еще сложнее, они должны быть «на шаг впереди». Поэтому им могу пожелать использовать больше возможностей для доступа к новым знаниям, решениям. Мы со своей стороны работаем над тем, чтобы обеспечить этот доступ.