О современных технологиях строительства и эксплуатации атомных станций РБК+ рассказал генеральный директор АО «Концерн Титан-2» Григорий Нагинский.
— Какое место вы отводите атомной энергетике в ряду других отраслей ТЭК, какова ее роль в экономике страны в целом?
— В моем понимании, атомная энергетика — это тягловая сила всей экономики страны. Передовые технологии, которые применяются в нашей отрасли, — это технологии и для других отраслей, от машиностроения до металлургии, будь то системы автоматического управления или разработка новых марок стали. Учитывая, что атомная энергетика давно вышла за пределы страны — за границей мы сейчас строим АЭС больше, чем внутри, — мы получаем также зарубежный опыт. Вот, например, проект финской АЭС «Ханхикиви-1» — там другие требования к стали, и наши металлургические предприятия учатся варить ее по-новому, чтобы соответствовать европейским требованиям. И таких примеров много.
— Насколько серьезно воздействие производства атомной энергии на окружающую среду?
— АЭС вырабатывают самое чистое электричество. Конечно, есть отходы, но отрасль умеет с ними работать. У нового поколения атомно-энергетических блоков проектный срок службы заложен на 60 лет, плюс еще на 20 лет возможно продление срока эксплуатации. И все это время будет продолжаться развитие науки, будут разрабатываться новые технологии переработки и утилизации отработавшего ядерного топлива.
— Авария на АЭС в Фукусиме возродила страхи, вызванные чернобыльской катастрофой. Как обеспечивается безопасность реакторов сегодня?
— Я был ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС и могу сказать, что все подходы к безопасности пересмотрены. Аварии, подобной той, что произошла в Фукусиме, на современных АЭС произойти не может. На современном блоке ВВЭР-1200 есть четыре дизель-генератора, расположенных в отдельно стоящем здании. Если что-то произошло с электропитанием блока, просто включается дизель-генератор, и насосы будут продолжать гнать охлаждающую воду. Человеческий фактор при этом исключен, все происходит автоматически, ничего нельзя остановить по звонку.
Показательный пример: я живу в Сосновом Бору, там шесть атомных блоков, включая новейший ВВЭР-1200, который мы построили в 2018-м. Это самое экологически чистое место в Ленинградской области.
— Безопасность атомной энергетики начинается с безопасности строительства. Как она обеспечивается?
— Процесс строительства АЭС контролируется на всех уровнях. Нашу организацию проверили на соответствие задачам раз двадцать пять. Производственный процесс контролируется постоянно. Например, бетонные смеси, которые мы заливаем, проверяют на состав, выясняют, как они будут держать конструкцию, согласовывают все ведущие институты Российской Федерации, а также Финляндии, если речь идет о строительстве АЭС «Ханхикиви-1». Плюс к контролю заказчика есть наш собственный контроль. Есть еще контроль Ростехнадзора. Это относится ко всем строительно-монтажным работам. Надежность оборудования, начиная с изготовления, также проходит тройную проверку. По всему циклу изготовления установлены контрольные точки.
— Насколько сложны современные технологии возведения АЭС, строительно-монтажные работы?
— «Титан-2» строит атомные объекты 25 лет. Мы заходим на проекты с полным пониманием процессов и технологий сооружения АЭС. В качестве примера расскажу об особенностях монтажа основного оборудования реакторного отделения. Традиционно при строительстве атомной станции технологическая последовательность такова: вначале полностью возводится здание реактора с двумя защитными оболочками, потом через транспортный шлюз подается технологическое оборудование. При такой технологии на строительство АЭС уходит 60 месяцев. Мы же применяем технологию, которую назвали open-top: оборудование подается непосредственно через открытый верх цилиндрической части здания реактора, высота которого около 70 м. Для этого специально купили мощный кран Liebherr. В среднем это нам дало ускорение строительства на восемь—десять месяцев. Мы оформляем патент и теперь будем применять эту технологию не только в России, но и за рубежом, в частности в Турции при строительстве АЭС «Аккую».
— Что значит проектное управление в рамках вашего предприятия?
— Мы ставили перед собой задачу собрать весь цикл работ: разработка рабочей документации, закупка оборудования, стройка, все виды монтажных работ, пусконаладка, передача действующего объекта в эксплуатацию. И это получилось. Мы делаем рабочую документацию на отдельные объекты. У нас полный строительный цикл, свои заводы, машины, техника, краны — все свое. То есть мы создали полный комплекс для работы на любом особо сложном в технологическом, инженерном отношении объекте.
И затем в рамках проектного управления разбили всю структуру на модули: модуль проектирования, модуль главного инженера, модуль строительный, модуль монтажный и т.д. Для любого проекта, которым мы занимаемся, наши централизованные модули обеспечивают бухучет, экономику, финансирование, решение всех технических вопросов и т.п. А дальше идет процесс синергии конкретного проекта с центральными модулями. У нас в портфеле заказов ведь проекты не только в атомной отрасли, но и в нефтегазовой, тепловой генерации, транспортной и общестроительной. И география очень широкая — от Калининграда до Тюмени. За рубежом — проекты по строительству АЭС в Финляндии и Турции.
— Из какого резерва черпаете кадры с учетом расширения компетенций вашего предприятия и их сложности?
— Мы начали переподготовку своих кадров в учебном центре, построенном в Сосновом Бору совместно с ГК «Росатом». Планируем сделать на его базе непрерывный цикл повышения квалификации для всех работников. Это еще один залог безопасности строящейся АЭС. Рабочих не пустят на площадку, пока они не подтвердят свои навыки на тренажерах. Речь идет не только о российских объектах. Сейчас такой же учебный процесс будем организовывать в Турции.
На ежегодных конкурсах строительной отрасли «Росатома» наши работники всегда завоевывают первые, вторые, третьи места. Уже десять лет на летнюю практику на строительство Ленинградской АЭС приезжают студенческие строительные отряды из разных городов. И мы уже во второй раз приняли зимнюю смену стройотрядов. А потом они приходят к нам работать. У нас на предприятии сотрудников моложе 35 лет больше 40%.
— «Титан-2» является единственной частной компанией, способной под ключ строить АЭС. В чем сложность таких объектов?
— Нет понятий «сложное» и «несложное». На таких высокотехнологических объектах нужны сильные проектировщики и хорошая подготовка производства. А главное — должна быть сформирована профессиональная команда.