Первой в Турции атомной электростанции, которую строит Росатом на северном побережье Средиземного моря — АЭС «Аккую» не будут страшны цунами, землетрясения, наводнения или ураганы. Сооружаемая по российскому дизайну и российским технологиям АЭС «Аккую» представляет собою пример самого современного проекта надежной и безопасной энергетики. О ходе строительства, системах обеспечения безопасности АЭС и особенностях технологий в основе проекта, в интервью ФБА «Экономика сегодня» рассказал заместитель председателя Совета директоров АО АККУЮ НУКЛЕАР Антон Дедусенко.
— Как пришли к идее строить АЭС «Аккую», используя модель Build-Own-Operate — «Строй-Владей-Эксплуатируй»?
— Модель ВОО для АЭС «Аккую» — оптимальная для всех заинтересованных сторон. Она отличается от сотрудничества на основе контракта EPC (инжиниринг, поставка, строительство) тем, что в случае BOO поставщик АЭС дополнительно выступает в роли инвестора (соинвестора) и владельца (совладельца) будущей АЭС, а также вместе со страной-заказчиком получает доход от реализации вырабатываемой электроэнергии на этапе эксплуатации станции.
Турецкая сторона не только получает выполненный «под ключ», полностью функциональный объект генерации, обеспечивающий страну стабильной электроэнергией на десятилетия вперед. На протяжении всего срока эксплуатации АЭС, а по проекту это 60 лет с возможностью продления, Турция будет получать часть дохода, генерируемого инвестициями поставщика, то есть российскими инвестициями.
Важно, что проект реализуется именно на территории Турции, где сейчас уже имеется необходимая юридическая база, возможности заключения контракта на продажу электроэнергии будущей АЭС. Такой контракт с турецкой стороной уже заключен, и он обеспечит экономическую составляющую проекта.
В Турции есть практика реализации крупных инфраструктурных проектов, имеется собственный опыт страны в этом отношении. Таким образом, модель BOO была выбрана по совокупности многих факторов как наиболее привлекательная для всех сторон и участников проекта.
— Сравнивая изначальную «задумку» по возведению АЭС с тем промежуточным результатом, который мы имеем сегодня, что пришлось кардинально менять в плане будущей станции или добавлять? Влияет ли климат Турции на строительство АЭС, есть ли какие-либо особенности земельного участка, на котором возводят будущую «Аккую»?
— Проект любой АЭС в обязательном порядке разрабатывается с учетом местных климатических, географических, сейсмологических и других факторов, чтобы максимально учесть специфику территории ее расположения. В этом смысле не существует двух одинаковых площадок АЭС, каждая отличается по различным параметрам. В основе дизайна АЭС «Аккую» лежит технология ВВЭР-1200 — это типовой проект поколения «3+», предлагаемый Госкорпорацией «Росатом». И такой типовой проект адаптируется в зависимости от особенностей площадки.
В случае АЭС «Аккую» это, прежде всего, географическое положение — станция строится на южном, средиземноморском побережье Турции. Отсюда — некоторые модификации по сравнению с энергоблоками Нововоронежской АЭС-2, референтной для АЭС «Аккую». Например, одна из них — на турецкой АЭС не будет градирен: для технического водоснабжения будут применяться специальные опреснительные комплексы, а не пресная вода из пруда-охладителя.
— Какой процент российского персонала участвует в строительстве АЭС «Аккую» и какие требования предъявляются к ним?
— На сегодняшний день на площадке строительства работают более 12 тысяч человек, около 20% из этого числа составляют российские специалисты. К строительному персоналу предъявляются вполне классические требования по направлению деятельности, при этом для работы на ключевых позициях обязательным условием является опыт по сооружению объектов ядерной инфраструктуры.
— Технику каких стран задействовали в строительстве?
— В строительстве задействована техника разных стран, и это вполне естественно. Например, буровые установки изыскателей на базе наших отечественных автомобилей марок КАМАЗ и УРАЛ. Есть дорожно-строительная техника производства Германии, Японии, Кореи, Великобритании, США. Многие строительные работы выполняются турецкими подрядчиками, они применяют турецкую технику и оборудование. В акватории моря работают суда — малые буксиры, баржи, также произведенные в Турции, но при этом используется и плавучий кран из Нидерландов.
— Применяются ли при сооружении АЭС роботизированные процессы?
— Сейчас АЭС «Аккую» находится только в стадии сооружения. Поэтому пока корректнее говорить о применении автоматизированных процессов в строительстве. Автоматизированы, например, такие процессы, как резка металла на станках с ЧПУ (числовым программным управлением), нарезка резьбы, гибка арматуры.
— Расскажите о системах станции, которые предупреждают ситуации, произошедшие как на АЭС в Чернобыле, так и на Фукусиме?
— Сегодняшние технологии обеспечивают максимальную безопасность атомной энергетики. На АЭС «Аккую» технически исключена возможность повторения чернобыльского сценария: после аварии на Чернобыльской АЭС во всем мире были кардинальным образом пересмотрены стандарты безопасности АЭС. Еще до Фукусимы российские специалисты разработали дополнительные инновационные технологии, повышающие безопасность и устойчивость АЭС к природным и техногенным катастрофам.
Примерами таких усовершенствований являются двойная защитная оболочка реакторного зала (контайнмент), пассивная система отвода остаточного тепла, устройство локализации расплава («ловушка расплава»), расположенное под корпусом реактора и впитывающее расплавленную активную зону в случае чрезвычайной ситуации. Стресс-тесты, которые были проведены после аварии на АЭС «Фукусима», подтвердили безопасность российских АЭС и их устойчивость перед внешними воздействиями и их сочетанием.
Проект ВВЭР-1200 поколения «3+», реализуемый на АЭС «Аккую», — самый современный в линейке установок ВВЭР. Он учитывает эксплуатационный опыт действующих станций, отвечает всем международным нормам и требованиям, принятым в атомной отрасли.
Главная особенность инновационных технологических решений энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 — это уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности, делающих атомную станцию максимально устойчивой к внешним и внутренним воздействиям, даже при их сочетании. Пассивные системы дополняют активные в том смысле, что они способны эффективно обеспечивать безопасность атомной электростанции даже в отсутствие энергоснабжения и без участия человека. Таким образом, АЭС «Аккую» защищена от самых тяжёлых катаклизмов — ей не страшны цунами, землетрясения, наводнения или ураганы.
— Как будет утилизироваться отработавшее на АЭС топливо?
— Технологические процессы, которым подвергается отработавшее ядерное топливо, относятся к технологиям обращения и переработки, об «утилизации» здесь речи не идет. В России выстроена система обращения с облученным ядерным топливом, ориентированная на вторичную переработку и выделение из ОЯТ материалов, которые могут быть запущены во вторичный топливный цикл.
Что касается проекта в Турции, на данный момент вопрос об обращении с отработавшим топливом АЭС «Аккую» находится в стадии решения. Мы обсуждаем с правительством Турции различные варианты, которые учитывают экологическую и экономическую составляющие. Когда завершатся переговоры и будет подписан отдельный документ по отработавшему ядерному топливу, мы обязательно сообщим об этом общественности.
Также необходимо добавить, что все вопросы, связанные с использованием атомной энергии, включая обращение с отходами, регулируются международными конвенциями и находятся под контролем международных организаций. Турецкая Республика является субъектом международного ядерного права, имеет членство в ООН, МАГАТЭ, Группе ядерных поставщиков (NSG) и Комитете ядерных экспортеров («Комитете Цангера»).
Оборудование реакторной установки и машинного зала для всех четырех блоков АЭС «Аккую» изготавливается на производственных площадках АО «Атомэнергомаш», являющегося комплектным поставщиком проекта. В список таких площадок входят Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск», филиалы АО «АЭМ-технологии» (входит в Атомэнергомаш) в Петрозаводске (Петрозаводскмаш), Волгодонске (Атоммаш) и другие.
Из Подольска оборудование для АЭС «Аккую» поставляется не напрямую на площадку сооружения станции, а на Ижорские заводы и Атоммаш для последующего укрупнения. Перевозка осуществляется автомобильным транспортом.
Оборудование, изготовленное на Петрозаводскмаше, отгружается автомобильным транспортом с промышленной площадки в Санкт-Петербург. Далее перевозится морем из морского порта Санкт-Петербурга: судно идет вокруг Европы по Балтийскому и Северному морям через Гибралтар в Средиземное море. От производственной до строительной площадки суммарно автомобильным и водным транспортом груз проходит девять тысяч километров.
Оборудование из Атоммаша помещается в цехах на транспортеры и направляется к специализированному причалу в Волгодонск. Транспортировка проводится в вечернее время, когда трассы наименее загружены. На пересечении улиц из-за крупногабаритности изделий поднимают троллейбусные контактные провода и отключают линии электропередачи.
Из Волгодонска оборудование доставляется по следующему маршруту: река Дон – Азовское море – Керченский пролив – Черное море – пролив Босфор – Мраморное море – пролив Дарданеллы – Эгейское море – Средиземное море – площадка АЭС «Аккую». Водный путь составляет порядка трех тысяч километров и пролегает мимо городов Константиновск, Семикаракорск, Ростов-на-Дону, Азов.
Особенность транспортировки изделий, изготовленных на производственных площадках АО «Атомэнергомаш» и АО «АЭМ-технологии» в том, что это первый прямой международный контракт, где эти предприятия отвечают и за таможенное оформление по процедуре экспорта, и за транспортировку, и за доставку на строительную площадку заказчика, то есть выполняют полный цикл по доставке оборудования.
Стоит отметить, что география производства материалов и оборудования для АЭС «Аккую» не ограничивается только российскими и турецкими предприятиями. Так, основное оборудование паротурбинной установки Arabelle будет изготовлено во Франции компанией GE Steam Power. Заказы на изготовление насосного, теплообменного, электротехнического и другого вспомогательного оборудования размещены в Венгрии, Чехии, Италии, Испании, Польше и Японии.