Сколько будет стоить киловатт, произведенный на первой в Турции АЭС? На сколько в стране снизятся выбросы парниковых газов? Почему у турецких инженеров-атомщиков горят глаза, а вокруг стройки резко выросли цены на жилье? Гендиректор «Аккую Нуклеар» Анастасия Зотеева в конце февраля дала интервью национальному турецкому телеканалу NTV. Приводим выдержки из большого разговора.
Работы идут сразу на четырех блоках
На проекте сейчас работает около 20 тыс. человек. Строительство идет одновременно на четырех блоках, и это уникальная ситуация для проектов сооружения АЭС.
На первом блоке мы приступаем к важнейшему технологическому мероприятию — сварке главного циркуляционного трубопровода. Если проводить аналогию с человеческим телом, то это соединение сердца с сосудами, всей кровеносной системой. Трубопроводы соединяют атомный реактор с парогенераторами и главными циркуляционными насосами. К этой сложной операции мы уже готовы, начнем ее в ближайшее время. Затем установим полярный кран, который будет участвовать в том числе в загрузке топлива, и закроем купол реакторного здания. В этом году у нас начинается подготовка к монтажу турбины на первом энергоблоке.
На втором блоке в 2022 году — а мы планируем вводить блоки последовательно, с разницей в год — смонтируем корпус реактора. Мы применяем уникальную технологию open top — когда до устройства купола реакторного здания оборудование монтируется огромным строительным краном грузоподъемностью 3 тыс. т. Кран поднимает корпус реактора и с высокой точностью устанавливает его в проектное положение.
На третьем блоке мы в этом году установим ловушку расплава — ноу-хау, уникальную разработку российских ученых. Эта емкость из стали, устойчивой к высокой температуре, устанавливается под корпусом реактора. Она заполнена жертвенным материалом, который свяжет и локализует расплавленную активную зону, герметизирует и консервирует. Таким образом, исключается попадание радиоактивных материалов в окружающую среду. Это лишь один из элементов многокомпонентной системы безопасности эксплуатации атомной станции.
На четвертом блоке приступили к подготовке фундаментов реакторного здания и турбинного отделения. Помимо основных зданий реакторов и турбин мы возводим еще 560 объектов общего и вспомогательного назначения: морские гидротехнические сооружения, водоподготовка, физическая защита, склады, здания для обработки, переработки, хранения топлива, очистные сооружения, опреснительные установки и проч.
В чем уникальность проекта
Во-первых, это одна из крупнейших строек мира и самый крупный инвестиционный проект в истории российско-турецких отношений. Объем инвестиций — порядка 20 млрд долларов. Во-вторых, у нас мультинациональный генеральный подрядчик — довольно редкая история в мировом атомном строительстве. Компания «Титан-2 Идж Ичташ иншаат аноним ширкети» — совместное предприятие, 50 на 50. Это уникальный пример продуктивного взаимодействия российского и турецкого профессионального сообщества и модели управления сооружением.
По межправительственному соглашению между Россией и Турцией первый блок мы должны сдать в течение семи лет после получения всех разрешительных документов на строительство — это 2025 год. Но мы делаем все возможное, чтобы завершить строительные работы на первом блоке к 2023 году. Сроки — это тоже уникальная особенность: высокая скорость возведения сложного технологического объекта с соблюдением всех требований безопасности, которые для атомных станций жесточайшие.
Кто производит оборудование для АЭС «Аккую»
Реактор, ловушка расплава, парогенераторы и другое уникальное технологическое оборудование производят на предприятиях «Росатома». Турецкие предприятия будут изготавливать опреснительный комплекс, очистные сооружения, поставлять кабельную и насосную продукцию, а также многое другое. Наш проект — мультинациональный и с точки зрения оборудования.
У нас сейчас работает больше 100 турецких компаний, и они хорошо справляются. Готовы развиваться, создавать научные кластеры. Мы помогаем им делать первые шаги в новой для них отрасли. Например, по размещению заказов на производство материалов и оборудования в Турции у нас действует рабочая группа с участием представителей Министерства энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики и Турецкого института стандартов. Это прекрасная возможность для развития местной промышленности.
Условия жизни и работы сотрудников АЭС
Конечно, стройка — это не пятизвездочный отель, а тяжелая работа. Турецкие и российские рабочие работают много, труд физический — естественно, иногда возникает усталость, недовольство, разные личные и бытовые моменты. Я всегда на площадке, каждый день общаюсь с прорабами, бригадирами, мастерами, рабочими. И если у подрядчиков возникают какие-либо проблемы, например задержка зарплаты, жестко их пресекаю. Я убеждена, что основная ценность любого проекта, особенно такого сложного, — это люди. Никому не позволено обижать рабочих, задерживать оплату и тем более ухудшать условия их жизни.
Чернобыль, Фукусима и вопросы безопасности
Повторение на АЭС «Аккую» чернобыльского сценария невозможно. На нашей станции реактор другого типа и поколения. После аварии на «Фукусиме» требования к ядерной безопасности ужесточились во всем мире. Поколение реакторов III+, которое вышло в постфукусимский период, учитывает весь опыт и все риски. Помимо активных систем безопасности в проекте будут и пассивные — они работают по законам физики и не требуют внешнего источника электропитания, участия человека или автоматики. Кстати, ловушка расплава, про которую я говорила, появилась в постфукусимский период. Около 40 % стоимости современных АЭС составляют именно системы безопасности. Вы можете себе представить?
Пять аналогичных блоков с реакторами ВВЭР‑1200 уже работают. В России — по два на Нововоронежской и Ленинградской АЭС. Еще один — на первом блоке Белорусской АЭС, второй блок готовится к энергопуску. Подчеркну, что Россия строит за рубежом, в том числе в Турции, только такие блоки, которые получили опыт эксплуатации на территории России.
Насколько АЭС «Аккую» готова к различного рода природным катаклизмам? Подтверждение безопасности строительства АЭС в этом регионе было получено в Турции еще в 1976 году. После этого площадку неоднократно изучали специалисты разных стран. В 2010–2012 годы мы провели повторные комплексные инженерные изыскания по всем направлениям: геодезия, геология, геофизика, сейсмика, метеорология и др. Исследования проводили независимые компании. Все линии сейсмических разломов на территории Турции известны, и в радиусе 100 км от площадки АЭС «Аккую» нет активных линий геологических разломов. Тем не менее при проектировании и строительстве учтены все варианты потенциальных событий и их сочетания. Наша станция способна выдержать максимальное расчетное землетрясение магнитудой до 9 баллов. По итогам геодезических работ были опубликованы доклады общим объемом 27 тыс. страниц. Их рассматривали в огромном количестве ведомств Турции и пришли к выводу, что для строительства АЭС площадка абсолютно сейсмически безопасна.
Насчет пожарной безопасности. К любой атомной станции предъявляются максимальные требования и в этой сфере. Все материалы, которые используются на АЭС, — высшей степени огнестойкости и пожаробезопасности. На площадке круглосуточно работает служба пожарной безопасности. В прошлом году в Турции была страшная трагедия — пожары, которые охватили несколько регионов. Пожарные бригады «Аккую», а у нас очень профессиональный пожарный расчет, потому что Россия проинвестировала в закупку самого современного оборудования и подготовку персонала, участвовали в тушении этих пожаров в окрестностях станции.
Что касается окружающей среды, то наш отчет об оценке воздействия рассматривали в 53 ведомствах Турецкой Республики. Морская вода не будет подвергаться ни химическому, ни радиологическому воздействию. Все требования турецкого законодательства по температуре и составу воды будут строго соблюдаться. Морские обитатели тоже не пострадают. Водозаборные системы АЭС оборудованы рыбозащитными сооружениями, которые оснащены воздушно-пузырьковой завесой. Она будет формировать специальный поток, чтобы морские обитатели обходили по нему комплекс водозабора. Этот поток не позволит рыбе и другим представителям морской фауны попасть в водозаборные сооружения или травмироваться. Предусмотрено досконально все.
Цена киловатта и мяса в борще
В межправительственном соглашении России и Турции стоимость киловатта электроэнергии составляет 12,5 цента. 70 % выработки первого и второго блоков будут продаваться по зафиксированной в соглашении цене, а 30 % — на рынке. С третьего и четвертого блоков уже 30 % объема будут продаваться по этой цене, а 70 % — на открытом рынке. Таким образом, гарантированная цена электроэнергии закреплена в отношении 50 % вырабатываемого объема электроэнергии «Аккую». Кроме того, эта цена будет применяться только в течение 15 лет. Важно, что после выхода на окупаемость, через 15 лет с начала коммерческой эксплуатации каждого блока, турецкая сторона будет получать 20 % чистой прибыли. С учетом роста турецкой экономики и спроса на электроэнергию объем выплат турецкой стороне может превысить 40 млрд долларов, а сумма налогов и социальных выплат будет еще больше.
Электроэнергию в Турции покупает компания-оператор EÜAŞ. У нас в России есть такое блюдо — борщ. Он варится из капусты, свеклы, моркови, лука, картофеля и мяса. Если смотреть на стоимость мяса и падать в обморок, то никто никогда не сварит борщ, а борщ мы любим. Но если посмотреть на общую стоимость продуктов, то, по сравнению с тем, сколько людей ты накормишь этим борщом, окажется, что не так уж и дорого ты купил это мясо. Это аналог того, что происходит в портфеле компании EÜAŞ. Она балансирует стоимость своей электроэнергии. Потребитель этого даже не заметит.
Зеленая генерация и сокращение парниковых газов
Турция взяла на себя обязательство на 21 % сократить выбросы парниковых газов в атмосферу к 2030 году. Общий объем выбросов в стране — около 0,5 млрд м3. 21 % от этого — 105 млн м3. А ввод в эксплуатацию четырех блоков «Аккую» позволяет снизить выбросы на 35 млн м3. То есть треть планируемого снижения возьмет на себя АЭС.
Влияние АЭС на развитие региона
В 2019 году небольшой таунхаус в городке Ташуджу, который находится в получасе езды от нашей стройплощадки, продавался за 220 тыс. лир, покупатель так и не нашелся. А в 2021 году его продали за 900 тыс. лир. Цены на коммерческую недвижимость растут на глазах, населенные пункты вокруг атомной станции строятся гигантскими темпами. При этом жилья не хватает, приезжает все больше и больше строителей. Параллельно развивается инфраструктура. Строятся магистрали, школы, больницы. Растет число ресторанов, магазинов, парикмахерских и др. — это уже личный вклад жителей в обустройство своего региона.
Ну и конечно, развивается наука. На атомных станциях работает интеллектуальная элита. Турецкие молодые специалисты обучались в лучших вузах России и Турции. Все выпускники работают в технической дирекции нашей компании. Это реакторный цех, турбинный, электроцех и т. д. Молодые инженеры сейчас занимаются подготовкой ввода в эксплуатацию атомной станции, а потом будут работать в этих цехах. Они очень волевые, у них горят глаза, они все время что-то предлагают и совершенствуют. Недавно молодой инженер, только что окончивший МИФИ, предложил технические решения по улучшению систем турбинного отделения АЭС «Аккую», сокращающие срок реализации и стоимость проекта. И это только один пример из многих.
Мы поддерживаем добрые дружеские отношения с соседями — жителями территории сооружения АЭС. Помогаем больницам, школам, проводим спортивные соревнования в регионе. Российские и турецкие дети сообща убирают мусор на береговой линии, участвуют в проекте по охране морских черепах, сажают деревья. Мы совместно развиваем этот регион и заботимся о его красоте.
О Турции и женщинах на стройке
Девушки у нас работают везде: инженерами, в строительно-монтажных управлениях, на отделочных работах, на производстве оборудования. Даже в военизированной охране есть девочки — красавицы невероятные. Глаза — можно костер зажечь. Это радует — соотношение мужчин и женщин должно быть если не равным, то близким к этому. Ведь кроме работы есть дружба, симпатия, любовь. Молодые инженеры влюбляются, женятся, рожают детей, формируют атомные династии.
В Турции я живу в маленькой деревушке Ешиловаджик рядом со строительством АЭС. До Мерсина два часа езды, но я туда езжу нечасто: времени нет. У нас осталось чуть меньше полутора лет до завершения строительства первого энергоблока, надо собрать всю волю, совершить рывок, прорыв. И руководитель должен быть на площадке.
Турцию я очень люблю, путешествовала, когда была возможность. Стамбул — невероятный по энергетике город. Я в него влюбилась еще в 1990‑е, когда впервые попала туда студенткой Московского государственного университета. Очень люблю Каппадокию. Из Турции уезжать не планирую. Мне здесь очень нравится. Надеюсь, и я нужна Турции.