Научный портал «Атомная энергия 2.0» представляет тематическое интервью с заместителем генерального директора по сертификации ООО «АтомДок» Светланой Николаевной Масловой-Зарецкой о создании компании, её уникальных сторонах и ценностях, будущем развитии и общем взгляде на профессиональную сферу лицензирования и сертификации «атомной» продукции.
- Светлана Николаевна, расскажите, пожалуйста, как пришла идея создать компанию «АтомДок» и каковы основные направления ее деятельности?
- Созданию компании «АтомДок» способствовала конъюнктура рынка. С одной стороны – активно развивающаяся отрасль атомной энергетики, рост спроса на продукцию для объектов использования атомной энергии (ОИАЭ), с другой – жёсткие требования к безопасности и качеству продукции, поставляемой на такие объекты. Производители, заинтересованные в поставках своей продукции для предприятий ГК «Росатом», должны в обязательном порядке получить лицензию Ростехнадзора, а также сертификат соответствия в области использования атомной энергии. При этом оценку соответствия продукции обязательным требованиям осуществляют органы по сертификации, которые прошли процедуру аккредитации в ГК «Росатом». Количество органов по сертификации достаточно ограничено, объёмы продукции и заинтересованность в услугах сертификации со стороны производителей постоянно увеличивается. Было принято решение объединить наш потенциал и знания – и мы зарегистрировали ООО «АтомДок».
В апреле этого года наша компания была внесена в реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, обязательным требованиям. Сейчас у нас работает команда профессионалов, имеющих многолетний опыт работы как в области сертификации, так и в других сферах использования атомной энергии.
- Как вы считаете, в чем заключаются сильные стороны и уникальность «АтомДок»? На какие профессиональные ценности и качества вы планируете сделать ставку в первую очередь?
- Аккредитованных «Росатомом» органов сертификации на данный момент всего 9, включая нашу компанию. При этом в таких областях аккредитации, как «Продукция радиационно-защитной техники» и «Продукция изотопная», кроме нас аккредитованы всего пара организаций, а «Продукция радиационная» есть только у нас.
Наши специалисты имеют большой опыт сертификации в этих направлениях – поэтому, думаю, не погрешу против истины, если назову это нашей сильной стороной. В штат нашей организации входят квалифицированные эксперты с большим опытом работы на предприятиях Госкорпорации «Росатом» и в организациях Федеральной службы Ростехнадзора.
Ещё одна наша отличительная черта – искреннее желание своими знаниями и опытом показать нашим клиентам, что подтверждение соответствия их продукции обязательным требованиям в области использования атомной энергии это важная и ответственная процедура, но не такая уж страшная, как может показаться на первый взгляд.
Что думают о нас потенциальные заказчики услуг по сертификации? Скорее всего то, что мы ничем не отличаемся от других органов по сертификации. Это их ожидания. Мы ставим перед собой цель – превзойти эти ожидания. Поэтому делаем ставку не только на компетентность и ответственность наших экспертов, но и на их желание сформировать у заказчиков положительное мнение об органе по сертификации «АтомДок». Ставка на кадры, на экспертов сделана неспроста, мы – команда единомышленников. Станислав Александрович знает о том, что экспертов не так много, как хотелось бы, и готов инвестировать в их обучение – от курсов повышения квалификации до дополнительного образования. Путь этот не лёгкий, но надёжный.
Также мы хотим сделать нашу работу максимально открытой и понятной для заказчиков. На нашем сайтеexternal link, opens in a new tab есть раздел «Как пережить сертификацию»external link, opens in a new tab, в котором мы разместили практически полезную информацию: как оформлять заявку, на что обратить внимание, какие документы предоставлять. До сертификации должна пройти процедура экспертизы технической документации, у которой есть множество нюансов и подводных камней. Наши статьи помогут разобраться в происходящих процессах и избежать ошибок на старте сертификации. Всю информацию мы поделили на разделы – этапы реализации – заявка, испытания, анализ состояния производства, инспекционный контроль и т.д. А еще мы рассказываем, например, как получить сертификат соответствия не на 3 года, а на 5, что для этого нужно. Все вопросы мы постарались раскрыть подробно и доступно. Надеемся, что такая информация будет интересна и, главное, практически полезна.
- Как вы рассматриваете в целом российский рынок услуг по сертификации, лицензированию и экспертизе продукции для атомной отрасли? В чем вы видите его развитие и основные точки роста и изменений?
- Как уже говорила, рынок очень узкий и при этом очень сложный. Стать поставщиком оборудования для атомной отрасли – большая ответственность. Требуется всесторонняя экспертиза документации и качественный уровень проведения испытаний. Кроме того, каждый вид оборудования имеет свои особенности. Особенности эти возникают зачастую благодаря требованиям конечного пользователя — когда в тендерной документации, размещаемой на сайте закупок, заказчики закладывают повышенные требования к характеристикам продукции. То есть технические требования каждого крупного заказчика, например, АЭС, всегда чуть-чуть отличаются, например, в зависимости от сейсмичности региона расположения АЭС или климатических факторов, требующих к себе отдельного внимания. Наша компания обладает достаточными компетенциями, чтобы решать задачи, возникающие в этих направлениях.
Что касается развития рынка услуг сертификации, то, как и в любой деятельности, здесь нельзя недооценивать обмен опытом. Взаимопомощь – немаловажный элемент опыта как в плане коммуникаций, так и в плане развития. А как наладить взаимопомощь и обеспечить развитие в рыночных условиях? Как это сделать в условиях конкуренции? Например, в некоторых странах при проведении оценки соответствия, в состав комиссии включают представителя организации-конкурента в качестве наблюдателя. У нас тоже можно так сделать. И, если мы сейчас обсуждаем точки роста, то этот вариант может оказаться полезен для развития отрасли. Конечно, представитель организации-конкурента может и «повредничать», но, во-первых, завтра к нему также приедет конкурент, во-вторых, о его поведении быстро все узнают и репутация его органа по сертификации (экспертной организации или производителя), да и его самого, потерпит урон. При таких условиях есть прямой смысл самому соблюдать требования и напоминать о соблюдении требований остальным членам комиссии.
- Помимо услуг по сертификации, видите ли вы в будущем работу по новым направлениям? Каковы ваши планы по развитию на ближайшие несколько лет?
- Мы совсем молодая организация и останавливаться только на оценке соответствия в форме сертификации было бы неправильно. Да, мы будем развивать и другие направления. В частности, мы сейчас работаем над вопросом аккредитации в качестве испытательной лаборатории по утверждению типа средств измерений. В настоящее время по некоторым направлениям наблюдается определённый дефицит. В частности, по вопросам, связанным с утверждением типа измерительных каналов (систем) в области ионизирующих излучений. После общения с коллегами из других организаций, выяснилось, что эта задача актуальна для производителей. Мой собственный опыт по утверждению типа средств измерений также может быть полезен.
- У вас современный офис в хорошем районе Москвы. И подход к работе у вас, наверное, тоже современный?
- Наши заказчики уже заметили разницу. Приятно.
- Чтобы вы хотели сказать вашим потенциальным клиентам и партнерам из атомной и смежных отраслей, думающим о возможном сотрудничестве с компанией «АтомДок»?
- Для всех органов по сертификации требования безопасности превыше всего и «АтомДок» не исключение. Но мы хотим сделать для наших заказчиков процедуру сертификации максимально комфортной и эффективной, чтобы она не превращалась каждый раз в «хождение по мукам». Мы будем делать нашу работу так, чтобы заказчику захотелось не только обратиться к нам снова, но и порекомендовать нас своим коллегам.