Отношение общественности к ядерной энергии меняется на фоне обеспокоенности вопросами изменения климата и энергетической безопасности, а также энергетической справедливости и устойчивого развития. При этом сторонники ядерной энергетики находят необычные способы интересно рассказать о преимуществах этого экологически чистого источника энергии. В частности, этим занимается модель и влиятельный блогер по вопросам ядерной энергии Изабель Бёмеке, известная также в социальных сетях как Isodope.
По ее словам, ядерная энергия жизненно необходима, если в будущем человечество хочет не просто выживать, но и процветать. В этом интервью Изабель объясняет, как она знакомит молодежь с ядерной энергетикой, используя для этого свой популярный образ в социальных сетях.
- Как вы заинтересовались ядерной энергетикой?
- В 2015 году один ученый, на которого я подписана в соцсетях, написал в «Твиттере» о реакторах на расплавах солей тория. Я поискала информацию про это, но не нашла ничего понятного такому человеку, как мне, не имеющему технического образования. И я заинтересовалась ядерной энергетикой, начала спрашивать людей, что они думают об этом. Ответы по сути сводились к следующему: «Ядерная энергия — это на самом деле хорошо. Без нее проблему изменения климата не решить, но при этом люди от нее в ужасе».
После пожаров 2019 года в Австралии, бассейне реки Амазонки и в Калифорнии я поняла, что мы недостаточно быстро продвигаемся вперед в борьбе с изменением климата, начала искать решения и снова наткнулась на ядерную энергетику. Меня поразило, как много у людей заблуждений относительно ядерной энергии. Потому что в основном источником их информации являются массовая культура, фильмы и мультфильмы, такие как «Симпсоны». Я пыталась разобраться, как рассказать людям о том, что ядерная энергия является вторым по величине источником экологически чистой энергии в мире и что страны, которые декарбонизировали свое производство электроэнергии, добились этого в основном за счет гидроэнергетики или ядерной энергетики.
- Так появилась Isodope?
- Наш мир определяют социальные сети и их многочисленные влиятельные пользователи, формирующие общественное мнение. Я поняла, что лучший способ донести до людей идею о ядерных технологиях — это создавать контент, который будет интересен и понятен людям в социальных сетях. Я знала, что он должен быть особенным, и не хотела записывать просто очередной видеоролик. Я придумала персонажа, который одевается в футуристическом стиле, говорит понятным языком и использует красочные визуальные образы. Я назвала ее Isodope, обыграв химический термин «изотоп».
- Кто ваша основная аудитория?
- Прежде всего миллениалы (люди, родившиеся в 1980–90-е годы) и следующие за ними поколения. Речь идет о благополучии молодежи. Ведь с самыми тяжелыми последствиями изменения климата столкнемся мы и наши дети.
- Как вы общаетесь с более широкой аудиторией, помимо сторонников ядерной энергетики?
- Для этого очень хорошо подходят соцсети. Там можно не только создавать контент, чем я и занимаюсь, но и таким образом взаимодействовать с людьми. Можно отвечать тем, у кого возникают вопросы и кто проявляет любопытство.
Возможность поговорить о ядерной энергии можно найти везде. Например, когда я иду в больницу и кто-то спрашивает меня о моей работе, я говорю, что работаю в сфере ядерной энергетики, и у нас сразу завязывается интересный разговор. Также очень важно работать с людьми, живущими рядом с АЭС. Эти люди — самые активные защитники ядерной энергетики, потому что их сообщества получают от нее огромную пользу.
Также нужно больше рассказывать о радиоактивных отходах, потому что это один из самых основных вопросов у людей. Если вы видели ядерные отходы, то вы знаете, что это самая неинтересная вещь на свете: это просто бетонные бочки, которые где-то стоят. И тут можно показывать, как выглядят ядерные отходы, рассказывать про безопасное обращение с ними, и что вообще-то отходы — это не так интересно, как люди думают.
- Что стало вашим самым большим достижением как лидера мнений в области ядерной энергетики?
- На первом месте, причем сразу по многим причинам, — спасение от закрытия атомной электростанции «Дьябло-каньон» в Калифорнии в 2022 году. Когда я начала рассказывать людям о ядерной энергетике, я исследовала АЭС, которые планировалось досрочно закрыть в Соединенных Штатах Америки. В то время их было пять, и АЭС «Дьябло-каньон» выделялась из их числа не только тем, что была прекрасной станцией, которая могла проработать еще 20 лет, но и тем, что она была символом движения против ядерной энергетики в Соединенных Штатах Америки. В конце 1960-х и в 1970-х годах люди часто протестовали против строительства АЭС «Дьябло-каньон» — на один митинг даже пришло около 30 тыс. человек.
Спасти станцию означало дать понять общественности и политикам, что ситуация изменилась и что люди теперь на стороне ядерной энергетики. Я решила попробовать и стала сотрудничать с различными организациями в Соединенных Штатах Америки. Мы организовали крупнейший в стране митинг в поддержку ядерной энергетики. Я создала также некоммерческую организацию под названием Save Clean Energy («Спасем экологически чистую энергию») и направила губернатору Калифорнии письмо, которое подписали 80 ведущих экспертов и предпринимателей в области энергетики и климата, в котором мы призывали не закрывать АЭС «Дьябло-каньон». В результате станция будет работать еще как минимум пять лет после 2025 года, в котором ее первоначально планировалось закрыть.
- Каковы ваши последние проекты и планы в отношении Isodope?
- В настоящее время я пишу книгу «Rad Future» («Радикальное будущее») о ядерной энергетике; она написана понятным языком, в стиле моего персонажа Isodope. Что касается моей некоммерческой деятельности, то я много работаю в области перехода от угля к ядерной энергии, поскольку считаю, что это, вероятно, наш лучший шанс ускорить внедрение ядерной энергетики, по крайней мере в Соединенных Штатах Америки.
А еще я думаю, что индустрия моды помогает нам выйти на совершенно другую аудиторию. Я рассказывала о ядерной энергетике в редакционных колонках в модных изданиях и в интервью, и буду продолжать это делать. Здесь есть большой потенциал для интересных совместных проектов.