26 октября (по старому стилю) 1898 года в селе Макеевка Таганрогского округа Донской области в семье крестьянина родился Ефим Славский - будущий легендарный министр Средмаша.
Ефим Павлович - участник Гражданской войны, воевал в Первой Конной армии Семёна Будённого. Работал в алюминиевой промышленности. С 1946 года переведён в ПГУ при СМ СССР. С 1957 по 1986 годы руководил системой министерства среднего машиностроения.
Пресс-Центр атомной энергетики, Россия:
Под его (Славского) руководством и при его непосредственном участии развивались атомная наука и техника в СССР и странах Восточной Европы и Азии, укреплялся ядерный щит страны, вводились в строй атомные электростанции и установки различного назначения, разрабатывались и внедрялись уникальные технологии по добыче урана, золота, производству минеральных удобрений, применению изотопов в медицине, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства, возводились новые современные атомграды.
Генеральный директор Ульбинского металлургического завода (Казахстан) Нурлан Мусин, выступление 24.10.2008 на митинге, посвящённому 110-летию со дня рождения Е.П.Славского:
Историю атомной отрасли Советского Союза невозможно представить без Ефима Павловича Славского. Трудно переоценить огромный вклад, который лично внёс этот легендарный человек в развитие атомной промышленности страны, её энергетики.
КоммерсантЪ, Александр Сафронов, 28.10.1998:
К науке (Славский) питал слабость, понимал, как она делается, не требовал выложить на стол практические результаты уже завтра. Рассказывают, как-то молодой еще будущий академик Велихов стал просить у него: "Ефим Палыч, дайте деньги на термояд". Славский ответил: "Сынок, вон видишь академик Кикоин, старенький, он создал такое гигантское производство по обогащению урана, а ты молодой ещё. Ты сначала сделай что-нибудь, а потом уж проси". И отказал. Дал потом, когда появились обнадёживающие результаты.
Сам Славский мало верил в практическое применение термояда. Как-то у него состоялся очередной разговор с Велиховым. Велихов вышел от министра довольный. После его ухода Славский произнёс: "Вот опять Велихов деньги на термояд просил. Сколько времени они грозятся запустить термоядерную электростанцию, но так же далеки от неё, как и лет десять назад. У меня урана на сотни лет хватит, так что и без термояда жить пока можно, но учёных обижать нельзя, иначе все остановится. Дал ему пятьдесят миллионов, пусть трудится и не говорит, что ему Славский мешает работать"…
В 1986 году прямо с чернобыльской станции его вызвали в ЦК. После трёхчасового разговора в ЦК он вернулся мрачнее тучи и написал заявление об увольнении с поста министра "по болезни уха". Рассказывают, что в ЦК две недели не знали, как представить это Горбачеву, и в конце концов вернули обратно и сказали, что надо переписать. А через несколько дней приехали из ЦК представлять его преемника.
В родной конторе Славского за глаза звали Большим Ефимом. Он старался поддерживать корпоративный дух, мог помочь рядовому сотруднику. Вот история, которую еще помнят многие.
В Курчатовском институте работала женщина Наташа Симеошкина. Однажды в институт приехала делегация из ФРГ. Среди немцев был один молодой симпатичный мужчина. Они познакомились. Девка влюбилась так, что решила уехать с ним. Они поженились здесь, в Москве, а выехать по понятным причинам было практически невозможно. Тогда считалось, что только сам факт работы в Курчатовском институте уже является непреодолимым препятствием. Никого не интересовало, что действительно она могла или не могла знать. А было это в самый разгар холодной войны.
Она обратилась к директору института Анатолию Александрову. Вдвоём они отправились в министерство. Пришли к Славскому, рассказали ему всё. После разговора Славский с Александровым вышли в ЦК и уговорили их выдать разрешение на выезд, оформить визу. Сейчас она живет в ФРГ. Говорят, очень счастлива.