Украина давно заявила о выбранном пути рыночных реформ, и уже все свыклись с мыслью, что государство является неэффективным собственником. Эту мысль навязчиво вбивали в головы рядовым украинцам "разноцветные" политические лидеры, пытаясь отблагодарить спонсоров своей избирательной кампании приватизацией очередного государственного объекта. Вся «эффективность» такого хозяйствования в большинстве случаев заключалась в сокращении рабочих мест на предприятиях, падении производства, вымывании многомиллионных прибылей в оффшоры. По моему глубокому убеждению, государство (если это настоящее Государство) может быть эффективным собственником, и большинство талантливых менеджеров закалялось как раз в государственных стенах.
Но, неутешительные реалии Украины таковы, что государство само продуцирует отличие между формами собственности: «частник» действительно имеет больше возможностей «поощрять» непорядочных отечественных чиновников для принятия последними решений в его пользу.
Это утверждение прекрасно иллюстрируют нижеописанные события.
В 2002 году Славутской налоговой инспекцией была осуществлена принудительная реализация оборудования, приобретенного для строительства 3-го энергоблока Хмельницкой АЭС, которое принадлежит государственному предприятию - НАЭК «Энергоатом» и является составной частью оборудования ядерного реактора. Это шахта внутрикорпусная, машина перегрузочная и выгородка.
На протяжении 2002–2009 гг. юристы Хмельницкой АЭС добились признания недействительным решения Славутской ОГНИ о принудительной реализации активов и акта описи имущества. То есть, незаконность действий налоговой окончательно признана судом.
Но, 14.05.2009 хозяйственный суд Хмельницкой области безосновательно удовлетворил иск ООО «Атомэнергосервис» и вынес решение о передаче ему реакторного оборудования на основании биржевого контракта №30/02 от 29.08.2002. Следует отметить, что основанием для заключения биржевого контракта было решение начальника Славутской ОГНИ от 31.07.02 о взыскании средств и принудительной реализации активов налогоплательщика и акт описи активов от 31.07.02, которые в судебном порядке признаны недействительными (!). А в удовлетворении встречного иска ГП НАЭК «Энергоатом» о признании недействительным биржевого контракта № 30/02 от 29.08.2002 хозяйственным судом Хмельницкой области и Житомирским апелляционным хозяйственным судом было отказано.
При рассмотрении этих дел судами было грубо нарушено действующее законодательство. Ведь судьям было хорошо известно, что спорное имущество включено в целостный имущественный комплекс ГП НАЭК «Энергоатом» и не подлежит реализации, поскольку является составной частью ядерного реактора и относится к стратегическому централизованному запасу Компании. Это оборудование было приобретено для монтажа его на третьем энергоблоке Хмельницкой АЭС, но было законсервировано в связи с введением моратория на достройку второго и строительство третьего энергоблоков Хмельницкой АЭС.
К тому же, передача этого имущества частному предприятию создает ситуацию, когда Украина сознательно становится на путь нарушения норм международного права.
В соответствии с дополнительным протоколом к Соглашению между Украиной и Международным агентством по атомной энергии о применении гарантий в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия, подписанным 15.08.2000 и ратифицированным 16.11.2005, не может быть объектом реализации частным предприятиям и физическим лицам оборудование, которое имеет двойное назначение. Именно таковым и является оборудование ядерного реактора.
Энергетической стратегией Украины на период до 2030 года, утвержденной распоряжением КМУ от 27.07.2006 года № 436-р, предусмотрено строительство третьего и четвертого энергоблоков на Хмельницкой АЭС и данное оборудование ядерного реактора будет монтироваться на третьем энергоблоке ХАЭС.
Кроме того, оно может быть использовано в процессе ремонта не только на Хмельницкой АЭС, но и на любом из 11-ти действующих в Украине энергоблоков ВВЭР-1000/В-320.
Следует отметить, что указанное оборудование было реализовано Славутской ОГНИ по цене 1 258 936,60 грн., тогда как, рыночная стоимость этого оборудования превышает в сотни раз (!) эту цену.
«Энергоатом» и прокуратура Хмельницкой области обжаловали явно незаконные судебные решения в Высшем хозяйственном суде Украины.
Сегодня Высший хозяйственный суд Украины остался единственной судебной инстанцией, которая может разобраться в данной ситуации и принять решение, которое бы соответствовало действующему законодательству и интересам государства, следовательно, в случае реализации данного имущества возникнет необходимость в приобретении аналогичного для третьего энергоблока ХАЭС, что приведет к неоправданным экономическим убыткам.
В случае, если украинская Фемида окончательно легитимизирует нарушение закона в этом деле, юристы Компании будут обращаться в Европейский суд по правам человека.
Безусловно, экономика Украины нуждается в реформах. И процесс разгосударствления – один из механизмов такого реформирования. Но, совершенствование форм хозяйственной деятельности без коренного изменения искривленных условий хозяйствования не даст весомого позитивного результата. Нужно лечить и воспитывать общество, возрождать его моральные основы, понятия сознательности и общегосударственного интереса.
Наталия Мусевич, исполнительный директор по юридическим вопросам и экономической безопасности НАЭК «Энергоатом»