Индийские рыбаки выступают против строительства в Джайтапуре АЭС с французскими технологиями. К реальным страхам перед неизбежным снижением уловов и к недовольству малыми размерами предлагаемых компенсаций примешивается и банальная радиофобия. О том, что происходит сейчас рядом с площадкой будущей АЭС, рассказывается в репортаже The Hindu.
Узкие улочки в этой рыбацкой деревушке спускаются к бухте, в которой буквально кишит рыба. На берегу бухты должна быть построена АЭС "Джайтапур" с французскими легководными реакторами.
В деревне работает рыболовецкая начальная школа, принадлежащая государству. Её учеников можно видеть на улице чинящими ярко-красные сети. Тем же самым на берегу занимаются Камаль и Абдул Рашиды. "Да, мы слышали об атомном проекте. Я считаю, что он положит конец рыболовству в нашем районе", - говорит Камаль. Первый блок новой станции должен вступить в строй в 2017 году.
Наступает вечер, и Лиякат Солкар готовится выйти в море: "Иногда я задаюсь вопросом - почему мы должны выступать против АЭС? Это большой проект, и его санкционировало государство. Но, с другой стороны, он всех нас уничтожит. Сегодня мы живём самодостаточно. В самые тяжёлые дни мы можем просто спуститься к бухте, наловить себе рыбы и съесть её с рисом", - вздыхает рыбак.
Рост промышленности ведёт к снижению уловов рыбы, и жители деревни уже ощущают это на себе. В деревне проживает 4500 человек. Солкар продаёт рыбу крупной торговой компании: "За одну поездку (для продажи рыбы) мы зарабатываем от 1 до 5 лакхов рупий".
Экологист Амджад Абдул Латиф Боркар рассказывает, что от сооружения АЭС пострадает от 10 до 12 рыболовецких деревень. Ежегодный объём доходов от рыболовства в этой местности доходит до 15 кроров рупий. В одной только деревне Сахри Нейт есть 200 траулеров и 250 малых рыболовецких судов. В районе 6000 человек прямо и 10000 человек косвенно связаны с рыболовством.
"Техническая вода с АЭС будет сбрасываться в море по трубопроводам. Есть требования по её температуре, но кто сможет поручиться, что они будут соблюдаться? Правительственные чиновники приезжают к нам и обещают контракты и рабочие места, но сколько местных жителей в реальности смогут получить работу на станции?" - задаёт вопросы Боркар.
На митинг протеста, организованный недавно в Сахри Нейт, пришла вся деревня. В нём приняли участие не только мужчины, но и женщины, которые обычно не имеют у рыбаков права голоса. Собравшиеся были едины во мнениях: "Мы не хотим этого проекта. От него пострадают наши дети и внуки".
Земельные участки для строительства французской АЭС будут реквизированы в деревнях Карел, Нивели и Митгаване. Семья Даттарама Нарайяна Дальви потеряет два акра в Кареле: "Мы отказались принять чек с компенсационной выплатой. Мы зависим от этой земли, и у нас нет родственников, работающих в Мумбаи, кто мог бы нам помогать".
В деревне Нивели Джаганнат Тирлоткар получил письмо с уведомлением - ему заплатят за реквизируемую землю 1,78 лакхов рупий. У него большая семья, и каждому её члену должна достаться своя доля. Юный Анил получит целых… 16 тысяч рупий. "Нас предупредили о готовящейся оценке земельных участков в 2007 году. Потом нас обнадёжили, что позовут на процедуру оценки, но в итоге так и не подпустили нас к ней", - говорит он.
По официальным данным, 185 владельцев земельных участков в Нивели получат 55,91 лакхов рупий компенсаций. Всего правительство выделило на компенсации для тех, кого затронет строительство станции, 16 кроров рупий, но деньги до людей пока не дошли.
"Вот так и будет делаться этот проект? Да живём ли мы при демократии? У нас стало хуже, чем при британцах!" - возмущён Керру Каткар.
В Митгаване протесты против АЭС с французскими реакторами возглавляет доктор Милинд Десаи: "Радиация от такой большой станции представляет опасность. Мы боимся, что вода, воздух, всё вокруг будет загрязнено. Почему это прекрасное место было выбрано для такого рискованного проекта? Мы готовы дать наши земли под любые проекты, но только не под атомную станцию".
Местные жители подали две петиции против АЭС, но бомбейский верховный суд не оставил им никаких надежд. Первая жалоба была отозвана, а по второй судьи вынесли отрицательный вердикт 13 августа 2009 года.
АЭС "Джайтапур" будет потреблять 100 м3 морской воды в секунду, разъясняет С.Б.Джейн, руководитель проекта с индийской стороны. По утверждению министерства окружающей среды и лесного хозяйства, температура сбросной воды не должна превышать 7°C.
Ядерно-энергетическая корпорация (NPCIL) Индии построит в Джайтапуре трубопровод для сброса морской воды. Его длина составит 1,5 км, и он будет залегать на глубине 40 метров под морским дном. NPCIL настаивает, что сбросы технической воды со станции не повлияют на рыболовство и ссылается на результаты экологических исследований.
С атомщиками согласны в рыболовецком колледже в Ратнагири. Здесь был подготовлен отчёт, содержащий аналогичные выводы и включённый в состав ОВОС. Атомщики и их союзники утверждают, что АЭС не скажется на ихтиофауне района. Рыбаки им не верят.