Французский надзорный орган ASN назвал "немыслимыми" предположения о том, чтобы поставщик из развитой атомной страны строил реакторы третьего поколения у себя дома, но поставлял на экспорт "менее безопасные" блоки.
Андре-Клод Лякост (Andre-Claude Lacoste), председатель ASN, вступил в заочную полемику с президентом группы AREVA Анн Ловержон. Оправдываясь за проигрыш в Эмиратах, мадам Ловержон дала понять, что третий мир не готов платить большие деньги за современные реакторные технологии, и поэтому французы могут вернуть на внешний рынок "менее безопасные" старые проекты.
Поражение в Эмиратах поставило AREVA на грань выживания, так как оно, очевидно, усилило позиции тех сил, кто считает необходимым расформировать группу и вернуться к проверенной схеме с "Framatome" и "Cogema". Защищая свой пост, мадам Ловержон обвиняет в провале французского предложения в ОАЭ буквально всех и каждого.
Французские регуляторы оказались в числе тех сил, которые, по мнению президента AREVA, ответственны за проигрыш французских атомщиков. Ловержон упрекает их в "недостаточно активной поддержке" на тендере в ОАЭ.
Лякост отвечает, что регуляторы Франции и Эмиратов установили нормальные рабочие отношения, но атомнадзору "не платят за продвижение того или иного продукта" за рубежом.
ASN воздерживается от публичных оценок по безопасности корейского реактора APR-1400, ссылаясь на недостаточность информации. В отличие от регуляторов, французские атомщики не стесняются в выражениях - так, Ловержон сравнила APR-1400 с автомобилем "без подушек и ремней безопасности".
По корейскому проекту Лякост и его коллеги позволяют себе только ссылаться на мнение финского атомнадзора STUK. Финляндия рассматривает APR-1400 наряду с другими технологиями для своего шестого блока. Известно, что финны предъявили к APR-1400 ряд претензий, в частности, к слишком тонкому контейнменту и отсутствию в проекте ловушки расплава.
Проектанты APR-1400 полагаются на внешнее охлаждение корпуса в случае аварии с расплавлением активной зоны и считают, что с его помощью возможно предотвратить выход кория за пределы зоны. STUK сомневается в практичности такого подхода для энергетического реактора большой мощности.