14 августа танкер "Балтика" водоизмещением 100 000 тонн с грузом газоконденсата компании "Новотэк" взял курс из Кольского залива Северным морским путем на Китай. Около 800 миль он прошел самостоятельно, а в 23:15 мск. 17 августа в Карском море встретился с атомным ледоколом "Таймыр" Федерального государственного предприятия "Атомфлот". Затем, в районе пролива Вилькицкого к каравану присоединится атомный ледокол "Россия". А 18 августа, ближе к полуночи ожидается выход атомного ледокола "50 лет Победы".
Опыт проводки танкеров меньшей грузоподъемностью и меньших размеров у Атомфлота накоплен немалый, но мощное судно шириной 44 метра предстоит вести впервые. Предусмотрены повышенные меры экологической безопасности: на борту атомного ледокола "50 лет Победы" будут находиться водолазы и специалисты по ликвидации разливов нефти на воде, а также все необходимое оборудование.
Экспериментальный рейс танкера имеет большое значение для планов дальнейшего коммерческого судоходства по Северному морскому пути. От его успешности зависит перспектива экспорта российских нефтепродуктов и газа этим путем в Азиатский бассейн.
Расстояние от Мурманска до Шанхая при следовании по Севморпути - 6601 миля, а через Суэцкий канал - 11000 миль (разница - 4399 миль). При следовании танкера из Мурманска путь в один конец составит 22 суток, а через Суэцкий канал - 42. Экономия - 20 суток в один конец, а с учетом времени на возвращение - 40 суток. Кроме того, существенно снизится расход топлива.
По плану 26 августа на траверзе порта Певек в Чукотском море танкер "Балтика" должен попрощаться с ледоколами и продолжить путь в Китай по открытой воде Тихого океана.
Генеральный директор ФГУП "Атомфлот" Вячеслав Рукша подчеркнул, что транзитные перевозки Северным морским путем будут экономически эффективны при проводке судов дедвейтом от 50 до 100 тысяч тонн.