На заключительных пленарных заседаниях первой части сессии 2011 г. Конференция по разоружению продолжила дискуссии по ключевым вопросам повестки дня Конференции. 10 марта состоялась дискуссия по гарантиям государствам, не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия (негативные гарантии безопасности).
Все делегации, принявшие участие в этой дискуссии, поддержали идею заключения юридически обязывающего международного соглашения по негативным гарантиям безопасности. Представитель Бразилии заявил, что государства, обладающие ядерным оружием, «не желают никаких изменений в нынешней ситуации с международной безопасностью за единственным исключением укрепления своей собственной безопасности». Он напомнил членам Конференции, что некоторые государства, обладающие ядерным оружием, отказываются обсуждать начало переговоров по юридически обязывающему международному соглашению по негативным гарантиям безопасности, тем самым сохраняя за собой потенциальную возможность применения ядерного оружия против любого государства.
Представитель КНДР подчеркнул, что предоставление негативных гарантий безопасности является необходимым условием как для существования государств, не обладающих ядерным оружием, так и для осуществления процесса ядерного разоружения в мире. Представитель Новой Зеландии выразила уверенность, что путем заключения юридически обязывающего международного соглашения по негативным гарантиям безопасности ядерные оружейные государства могли бы существенно улучшить международную обстановку в сфере безопасности. Представитель Ирана заявил, что существующие односторонние заявления государств, обладающих ядерным оружием, о негативных гарантиях безопасности носят ограниченный и декларативный характер.
Некоторые делегации отметили, что существующие военные доктрины ядерного сдерживания предусматривают возможность применении ядерного оружия даже против государств, не обладающих таким оружием. Представитель КНДР призвал все страны, обладающие ядерным оружием, отказаться от принципа его превентивного применения и принять на себя безоговорочное обязательство не применять ядерное оружие превентивно. Представитель Ирана заявил, что заявленные военные доктрины, допускающие применение ядерного оружия против государств, не обладающих ядерным оружием, создают чрезвычайно опасную ситуацию для существования этих государств.
Представитель Японии напомнил членам Конференции по разоружению о пункте 5 Плана действий, принятого на Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 2010 г. Этот пункт призывает государства, обладающие ядерными вооружениями, «еще более снизить роль и значение ядерного оружия во всех концепциях, доктринах и стратегиях военного строительства и обеспечения безопасности». Он подчеркнул, что негативные гарантии безопасности могут сыграть значительную роль в снижении роли ядерного оружия. Он также напомнил о пункте 8 Плана действий, который гласит, что «все государства, обладающие ядерным оружием, обязуются полностью соблюдать уже данные ими обязательства в отношении гарантий безопасности. Тем обладающим ядерным оружием государствам, которые еще не сделали этого, рекомендуется распространить действие гарантий безопасности на государства – участники Договора, не обладающие ядерным оружием».
Представитель Новой Зеландии напомнила о предложении, сделанном делегацией Ирландии 10 февраля 2011 г. Согласно этому предложению, международное соглашение о негативных гарантиях безопасности должно предусматривать всеобщий запрет на использование ядерного оружия против государств-членов ДНЯО, не обладающих ядерным оружием, и членство такого соглашения должно быть универсальным и включать государства, не являющиеся членами ДНЯО.
24 марта Конференция по разоружению вернулась к обсуждению вопроса ядерного разоружения. Ряд делегаций, среди них Алжир, Иран и Пакистан, подчеркнули важность достижения прогресса в деле всеобщего ядерного разоружения. Делегации Великобритании и Франции подчеркнули, что хотя Конференция 2010 г. по рассмотрению действия ДНЯО не достигла консенсуса по вопросу Конвенции о запрещении ядерного оружия, на конференции был принят План действий, который представляет собой «дорожную карту» процесса ядерного разоружения. Представитель США заявила, что мир без ядерного оружия невозможен, пока не достигнуто соглашение о запрещении производства расщепляющихся материалов для целей оружия.
Представитель ЮАР согласился, что Договор о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ) является важным вопросом. Однако он подчеркнул, что такой договор должен быть связан с более широкими вопросами производства, накопления и применения ядерных вооружений, и, в конечном счете, с их полным уничтожением.
Делегации Нидерландов, США, Франции, и Японии настаивали, что программа работы Конференции по разоружению должна включать мандат на проведение переговоров по ДЗПРМ. Они отметили, что Конференция 2010 г. по рассмотрению действия ДНЯО и Генеральная Ассамблея ООН призвали к скорейшему началу таких переговоров. Некоторые делегации, однако, выразили свое несогласие с тем, что только ДЗПРМ является «созревшим» вопросом для начала переговоров на Конференции.
Первая часть сессии 2011 г. Конференции по разоружению завершилась. Члены конференции так и не смогли принять программу работы Конференции. Несмотря на состоявшееся обсуждение ключевых вопросов повестки дня Конференции, ее члены не смогли достичь соглашения ни по одному из этих вопросов. Вторая часть сессии 2011 г. откроется пленарным заседанием 16 мая.
ЖЕНЕВСКИЙ ДНЕВНИК, Юрий Юдин