Депутаты Законодательного собрания Ленобласти и экологи Соснового Бора предлагают изменить федеральное законодательство, чтобы увеличить финансирование социальных программ и уменьшить ядерные риски, связанные с использованием атомной энергетики в городах-спутниках АЭС, рассказал РИА Новости в понедельник депутат Заксобрания Николай Кузьмин.
"Изменения в налоговом и земельном кодексе РФ привели к тому, что отчисления с Ленинградской АЭС идут в федеральный бюджет, а у Ленобласти бюджет консолидированный, и средств на социальные программы Соснового Бора выделяется недостаточно. Города-спутники атомных станций в результате этих преобразований стали работать в более сложных условиях, - рассказал Кузьмин.
До 2000 года, по словам Кузьмина, поступления от ЛАЭС в бюджет Соснового Бора достигали 67,8% от общего объема средств города. С 2003 года в результате изменения федерального законодательства доля выплат станции в бюджете города стала снижаться: 2003 год - 59%, через два года - 39%, а в 2010 году - 15,1%.
"Мы предлагаем создать рабочую группу из политиков, экологов, атомщиков по обеспечению реализации закона "Об использовании атомной энергии" для снижения ядерных рисков в городах-спутниках. Уверен, что только на федеральном уровне можно добиться того, чтобы в атомградах заработала социальная программа, профинансированная отдельно", - заявил депутат.
Приоритетные экономические условия для атомградов необходимо закрепить на федеральном уровне, чтобы привлечь высококвалифицированный персонал, обеспечить высокую надежность работы станций, улучшить качество жизни малых городов. Кроме того, необходимо восстановить положение, согласно которому до 10% капитальных вложений в атомную энергетику региона должны идти на развитие социальной инфраструктуры города-спутника, сказал Кузьмин.
Начальник управления по работе с регионами ГК "Росатом" Игорь Конышев отметил, что все обязательства, возложенные законом на госкорпорацию, выполняются в полном объеме, но направлять средства на развитие социальной инфраструктуры городов-спутников АЭС могут только муниципальные и региональные власти.
"Предлагать изменения на федеральном уровне стоит лишь тогда, когда есть возможность найти средства на их финансирование, иначе нововведения будут отвергнуты Минфином. Есть два пути - перераспределять средства на региональном уровне или привлекать дополнительные налоговые средства в муниципалитет за счет инвесторов", - рассказал Конышев.
Отчисления ЛАЭС в областной бюджет в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличились вдвое и составили 2,24 миллиарда рублей, сообщил он. ЛАЭС находится в тройке основных "наполнителей" бюджета Ленинградской области наравне с Киришским нефтеперерабатывающим заводом и портом в Усть-Луге. Среднемесячная заработная плата на ЛАЭС в 2010 году составила более 40,7 тысячи рублей, что вдвое превысило аналогичный средний показатель по Ленинградской области.
"Что касается страхования рисков - у концерна "Росэнергоатом" (эксплуатирует все АЭС в России - ред.) существует договор на страхование ядерного ущерба с Российским ядерным страховым пулом, который объединяет 19 крупных страховых компаний. Лимит ответственности страховщиков - 4,6 миллиарда рублей на один инцидент на энергоблок", - добавил Конышев.
При достижении страхового случая, например, при утечке радиации, всем пострадавшим в результате этого инцидента должен быть компенсирован ущерб, сказал он. Данная программа распространяется не только на население 30-километровой зоны, но и на жителей той территории, которая будет признана зараженной.