Об этом 20 сентября 2011г. заявил Председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов на расширенном заседании Комитета по актуальным вопросам: «Анализ работы розничных рынков электроэнергии по итогам I-IIIкварталов 2011 года» и «О подготовке к осенне-зимнему периоду ОАО «Московская Объединенная Электросетевая Компания».
Заслушав и обсудив выступления представителей Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной службы по тарифам, НП Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний, НП "Совет рынка,по вопросу Анализ работы розничных рынков электроэнергии по итогам I–IIIкварталов 2011 года Комитет отметил:
29 июня 2011 года Комитет рассматривал ситуацию на розничных рынках электроэнергии, сложившуюся в первом полугодии 2011 года. Было принято решение, что Комитет по энергетике будет осуществлять мониторинг ситуации, складывающейся на розничном рынке электроэнергии, а также в части пересмотра тарифно-балансовых решений органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и выполнения постановления Правительства Российской Федерации № 1172.
В рамках реализации перечня поручений Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 11 марта 2011 года, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010г. № 1172 было предусмотрено снижение ценовых показателей по поставке электроэнергии и мощности на оптовом рынке электроэнергии, пересмотр тарифных параметров по федеральным электроэнергетическим компаниям, а также принятие новых тарифных решений органами государственного регулирования субъектов Российской Федерации в отношении распределительного сетевого комплекса и гарантирующих поставщиков электроэнергии на уровне, не превышающем 15% к базовым показателям 2010 года.
К маю 2011 года была выполнена часть запланированных мероприятий для сдерживания «федеральных» факторов роста, а именно: проведена корректировка цены (тарифов) на электрическую мощность, производимую с использованием генерирующих объектов, поставляющих мощность и электрическую энергию в вынужденном режиме; снижены тарифы на услуги по передаче ОАО «ФСК ЕЭС»; снижены индикативные цены на электрическую энергию и мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и приравненных к нему категорий потребителей; проведена корректировка инвестиционных программ ОАО «Русгидро» и ОАО «Концерн Росэнергоатом».
Дальнейшее снижение цен на электроэнергию для потребителей должно было быть обусловлено принятием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в период до июня 2011 года тарифных решений о снижении тарифов на услуги по передаче распределительных сетевых организаций и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.
Согласно Постановлению № 1172 к настоящему времени:
- проведена корректировка тарифов на передачу распределительных сетевых организаций в более чем 70 субъектах РФ;
- произведена корректировка по сбытовым надбавкам в более чем 40 субъектах РФ.
Весь комплекс мероприятий, направленных на снижение тарифов на электроэнергию для группы прочих потребителей, привел к следующим результатам:
- после пересмотра тарифно-балансовых решений в среднем по стране тарифы на передачу электроэнергии по отношению к январю 2011 года снизились на низком и на среднем втором уровнях напряжения – более чем на 9%, на среднем первом и высоком уровнях напряжения – более чем на 10%;
- по имеющимся данным рост средних одноставочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по всем субъектам РФ (с учетом роста тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей) в итоге составил не более 15%;
- конечные цены на электрическую энергию для потребителей снизились в июле 2011 года по сравнению с январем 2011 года более чем на 12% в среднем по первой ценовой зоне и более чем на 13% в среднем по второй ценовой зоне; в итоге прирост цен в июле 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года составил, соответственно.
Таким образом, Комитет отметил: пересмотр тарифно-балансовых решений был проведен и Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 года № 1172 в целом выполнено; мероприятия по сдерживанию роста тарифов, проведенные ФСТ, НП "Совет рынка", НП Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний, проведенные в I полугодии 2011 года должны послужить основой для взвешенных и сбалансированных тарифных решений на 2012 год, которые должны быть приняты с начала периода тарифного регулирования.
Заслушав и обсудив выступления представителей Федерального агентства лесного хозяйства,ОАО "Московская объединенная электросетевая компания", ОАО "Холдинг МРСК", Топливно - энергетического Комитета Московской области, по вопросу О подготовке к осенне-зимнему периоду Московской объединенной электросетевой компании Комитет отметил:
Прохождение ОЗП 2010-2011 гг. было осложнено аномальными погодными явлениями в виде гололедно - ветровых нагрузок на линии электропередачи - «ледяного дождя», в результате чего произошли массовые отключения оборудования в электрических сетях 0,4-220 кВ. В период с 26 декабря 2010 г. по 11 января 2011 г. недоотпуск электроэнергии составил 125 млн кВт.ч.
Имевшие место массовые отключения потребителей в Московской области устранялись в результате эффективного взаимодействия предприятий общества, МЧС России и органов исполнительной власти Московской области в максимально короткие сроки. Оперативное реагирование на происходящие события, в достаточной степени организованное взаимодействие уполномоченных органов исполнительной власти и организаций, в том числе ОАО «СО ЕЭС», ОАО ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «МОЭСК», ОАО «Сетевая компания», а также взаимопомощь, самоотверженный труд персонала сетевых организаций и работников подразделений и служб, привлеченных к ликвидации последствий аварий, позволили избежать системных срывов в электроснабжении пострадавших территорий.
В ходе расследования причин аварии комиссиями Ростехнадзора и Министерства энергетики Российской Федерации был выявлен ряд недостатков и нарушений в работе Общества при ликвидации последствий ледяного дождя, основные из них: недостаточное количество работников для стабильного функционирования распределительных сетей при возникновении аварийных режимов работы; неукомплектованность в необходимом объеме высокопроходимой специальной техникой, в том числе автогидроподъемниками, телескопическими вышками, а также передвижными электроподстанциям; отсутствие обустроенного подъезда к части ВЛ-110 кВ и расчистки для проезда техники вдоль трасс ВЛ.
Ликвидация последствий этих явлений выявила в распределительном сетевом комплексе ряд проблем структурного, нормативно-правового, организационного, технического и технологического характера, на решение которых ОАО «МОЭСК» уделяет особое внимание при подготовке к ОЗМ 2011- 2012 г., а именно:
- работы по установлению границ охранных зон для воздушных линий электропередачи признаны приоритетным направлением деятельности Общества. Планируется провести работы по установлению границ охранных зон ВЛ 35-220кВ в количестве 1148 шт. общей протяженностью 12696км, 43 % работ – в текущем году;
- организовано взаимодействие с центральным аппаратом Рослесхоза по выработке единой позиции по правомерности проведения рубок деревьев. 4.09.2011 вступил в силу Приказ Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов». Благодаря центральному аппарату Рослесхоза и при помощи Центрального филиала Государственной инвентаризации лесов «Центрлеспроект» филиала ФГУП «Рослесинфорг» производится определение объемов работ и оформлением необходимой для проектирования документации;
- организовано взаимодействие с органами Генеральной прокуратуры, прокуратуры Московской области, природоохранной прокуратуры г.Москвы, территориальными прокуратурами районов Московской области, территориальными органами полиции, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, в т.ч. по вопросам недопущения воспрепятствования законной предпринимательской деятельности и информационного обмена в целях обеспечения сохранности заготовленной древесины.
Для повышения надежности электроснабжения в ОАО «МОЭСК» в рамках подготовки к ОЗП 2011-2012 гг. и для выполнения предписаний Ростехнадзора по итогам прохождения ОЗП 2010-2011 гг. выполняются следующие работы:
- расчистка трасс ВЛ в пределах просек, в том числе вырубка деревьев, растущих за пределами просеки и угрожающих радением на провода ВЛ;
- расширение проектнозауженных просек;
- осуществляется дооснащение филиалов Общества высокопроходимой техникой, дополнительными машинами, механизмами, спецтехникой;
- создание мобильного аварийно-восстановительного резерва специальной техники;
- увеличение количества и состава высокомобильных аварийно-восстановительных бригад, в т.ч. эксплуатирующих распределительные сети и ВЛ 35-220кВ;
- проведены ревизии номенклатуры и объема централизованного и децентрализованного аварийного запаса материалов и оборудования в соответствии с фактически необходимыми объемами по утвержденным перечням;
- произведено доукомплектование аварийного резерва оборудования и материалов в соответствии с фактически необходимым объёмом по утвержденным перечням;
- определены условия применения и места дислокации резервных источников системы электроснабжения, находящихся на балансе электросетевой компании;
- замена физически и морально устаревшего оборудования, элементов ВЛ и устройств РЗА, в т.ч.: замена неизолированных проводов на провода с защитным покрытием м СИП на ВЛ 6-10кВ, телемеханизация подстанций;
- отработка навыков взаимодействия персонала при ликвидации массовых отключений;
- установление границ охранных зон для ВЛ 35-220кВ;
- проведены работы по пролонгации рамочных договоров (соглашений) по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и крупных технологических нарушений с ОАО «ФСК ЕЭС», с МЧС России по г. Москве, администрациями городов и органами исполнительной власти Московской области и органами местного самоуправления, а также с подрядными организациями;
- организована разработка и согласование графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в соответствии с приказом Минпромэнерго России от 18.03.2008 №124;
- проведены в соответствии с утвержденными графиками противоаварийные тренировки по действиям персонала в условиях, характерных для работы в осенне-зимний период, в том числе с отработкой действий по вводу графиков временного отключения потребления;
- проведены проверка работоспособности и учебные тренировки плавки гололеда на проводах и грозозащитных тросах ВЛ;
- регулярно проводятся с участием региональных органов МЧС России, администраций городов совместные учения по отработке взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с угрозой нарушения электроснабжения в условиях низких температур наружного воздуха;
- организовано взаимодействие с подразделениями МЧС России, Гидрометцентром, региональными штабами по обеспечению надежного электроснабжения, ОАО «СО ЕЭС»;
- проведено дополнительное обучение персонала по охране труда, включая инструктажи по безопасному выполнению работ в аварийных ситуациях в условиях низких температур и ликвидации массовых технологических нарушений;
- ведутся ремонтные работы согласно установленному графику, а также запланированные работы по строительству новых, технологического перевооружения и реконструкции существующих объектов, ввод их в эксплуатацию в соответствии с утвержденными инвестиционными программами. Объекты капитального строительства, оказывающие существенное влияние на прохождение ОЗП 2011-2012гг. планируется ввести в полном объеме в установленные сроки.
Дополнительные расходы ОАО «МОЭСК» в текущем году, связанные с ликвидацией последствий «ледяного дождя» и подготовке к осеннее-зимнему периоду, составят 2,59 млрд.рублей.
Таким образом, Комитет решил: принять к сведению информацию Генерального директора ОАО «МОЭСК» А.П. Коновалова; работу ОАО «МОЭСК» в рамках подготовки к ОЗП 2011-2012 гг.считать удовлетворительной.