В 2012 году ФГУП «Атомфлот» Госкорпорации «Росатом» начнёт восстановление атомного ледокола «Советский Союз», который уже 4 года стоит в отстое. Этот атомоход проекта «Арктика» был введен в эксплуатацию в 1989 году.
По словам заместителя гендиректора ФГУП «Росатомфлот» по эксплуатации флота Андрея Смирнова, стоимость ремонта и перегрузки топлива составит не меньше одного миллиарда рублей. При этом 700-800 млн рублей уйдет только на топливо, поскольку каждая зона стоит более 300 млн рублей.
Работы завершатся к 2014 году. По планам, «Советский Союз» должен вновь войти в строй, когда ледокол «Россия» встанет на длительный ремонт и перегрузку топлива. О предстоящем процессе восстановления «Советского Союза» журналисту MBNEWS рассказал руководитель мурманской организации «Экодиалог» Андрей Пономаренко:
«В 2007 году, в связи с невостребованностью, ледокол «Советский Союз» был поставлен в отстой, а его ядерная энергетическая установка законсервирована. То есть, было выгружено всё отработанное ядерное топливо, все радиоактивные отходы. В первый и третий контур установки были введены специальные присадки, а второй осушен. Узлы различных агрегатов были смазаны консервационной смазкой, чтобы не возникло коррозии. Сам ледокол всё это время поддерживался в работоспособном состоянии».
Сейчас, в связи с тем, что на Северном морском пути возрастает объём грузоперевозок, планируется ввести «Советский Союз» в строй. С этой целью предварительно будут проведены работы по ремонту основного оборудования ледокола, работы в обоснование продления ресурса ядерной энергетической установки и, собственно, работы по продлению ресурса.
Для обоснования продления ресурса энергетической установки ледокола будет проведено обследование систем и оборудования в соответствии со специальными программами. По завершении этой работы специалисты проектных и научно-исследовательских институтов вынесут заключение о пригодности к дальнейшей эксплуатации энергетической установки.
После этого уже начнутся работы по самому продлению ресурса ядерной энергетической установки. Потом, согласно правилам Морского регистра, можно осуществлять загрузку ядерного топлива. Топливо подвозится в спецконтейнерах и в течение двух суток загружается в реактор ледокола. Стоит отметить, что свежее ядерное топливо никакой опасности не представляет, его радиоактивный фон сравним с природным. Поэтому никакого риска для населения не существует. Персонал на загрузке топлива будет работать вахтовым методом, в спецодежде, под постоянным дозиметрическим контролем. По окончании всех работ ледоколу предстоят проверки Регистра и Ростехнадзора».
Осенью этого года на ремонт и перегрузку топлива встал мелкоосадочный ледокол «Вайгач». Он проходит очередное продление ресурса на пять лет. Первый этап ремонта и продление ресурса будет проходить и «Ямал». Начиная с лета 2012 года, атомоход будет осуществлять транзиты по Севморпути, а в августе, когда его заменит ледокол «50 лет Победы», уйдет в ремонт и перегрузку топлива до конца 2012 года. После «Вайгача» будет ожидать своей очереди на ремонт в сухом доке и «Таймыр».
«Действующий атомный ледокольный флот поддерживаем в рабочем состоянии, но, к сожалению, практически все ледоколы перешли за грань 100 тысяч часов выработки - мы продлили до 150 тысяч. А мелкосидящие придется продлевать до 200 тысяч часов, потому что работы на Енисее и Оби доступны только ледоколам с малой осадкой», - говорит Андрей Смирнов.