Самым большим подводным лодкам в мире — «Тайфун», которые решили списать из-за отсутствия ракет, продолжают искать применение. После того как их решили не переделывать в подледные грузовики и газовозы, гендиректор «Севмаша» Андрей Дьячков предложил использовать одну из них — «Дмитрия Донского» — в качестве живой мишени для новых «Бореев».
— Есть ряд задач, которые необходимо выполнять при испытаниях — работа «лодки по лодке». Эти работы и будет обеспечивать «Дмитрий Донской». Это проверка гидроакустической станции, проверка вооружений — в этом режиме нужна вторая лодка для испытаний, —
пояснил Дьячков, отметив, что пока для этого используют боевые лодки Северного флота.
Однако в Главном штабе ВМФ «Известиям» сообщили, что не в восторге от такого предложения, поскольку содержать «Дмитрия Донского» — слишком дорогое удовольствие.
— Просто поддерживать три лодки проекта «Тайфун» в плавучем состоянии, чтобы они элементарно не утонули и не взорвались, стоит около 300 млн рублей в год. Большую часть этих средств съедает «Дмитрий Донской», поскольку это единственный «Тайфун» на ходу, две другие лодки уже 10 лет ждут утилизации, потому что ракеты Р-39 для них сняли с боевого дежурства еще в 2000 году. А без ракет лодка — это просто кастрюля. Если «Севмаш» хочет на ней что-то отрабатывать, пусть и содержит, — заявил «Известиям» представитель штаба флота.
Однако на «Севмаше» пояснили, что содержать «Дмитрия Донского» сами не планируют, ссылаясь на то, что эта лодка — собственность ВМФ.
— У нас для этого нет элементарных условий — его некуда ставить, нет пригодной причальной стенки, инфраструктуры. Его же нужно снабжать электричеством, подавать пар, выводить стоки. Конечно, если флот нам закажет эти работы, мы все сделаем, но, разумеется, за деньги. Пока речь об этом не идет, — отметил представитель завода.
Другой высокопоставленный менеджер «Севмаша» признался «Известиям», что идея использовать лодку в качестве мишени пришла от безысходности.
— 20 лет мы ее строили, модернизировали, и что, теперь резать? Это обидно. Поэтому ищем какие-то разумные способы применения. Конечно, возобновлять выпуск ракет Р-39 уже никто не будет, но отрабатывать системы других лодок на ней вполне можно, — пояснил представитель «Севмаша».
По его словам, новейший гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора-Б», который стоит на «Бореях», на самом деле всего лишь модификация цифрового комплекса «Скат-3», смонтированного на «Долгоруком».
— Это делает «Донской» незаменимым партнером для работы гидроакустиков «Долгорукого», лучше могут быть только сами «Бореи», но их тогда придется отвлекать от других испытаний, — отметил представитель «Севмаша».
Ранее предлагалось переделать «Тайфун» в подводные грузовики и возить на них товары в северные порты круглый год. Однако потом от этой идеи отказались из-за дороговизны таких перевозок. В итоге все три лодки этого проекта — «Дмитрий Донской» с переделанной шахтой под «Булаву», а также «Архангельск» и «Северсталь» было решено утилизировать.
До утилизации «Донской» будет стоять в Северодвинске рядом с аналогичным «Архангельском». Экипаж «Донского», который на флоте носит номер ТК-208, уже с начала 2012 года сократят со 160 до 70 человек.
Под испытания нового ракетного комплекса «Булава» «Дмитрий Донской» был модернизирован в 2000-х годах. В одну из его шахт под ракету Р-39 был вставлен новый пусковой стакан под «Булаву». С крейсера были проведены 14 испытательных пусков, шесть из которых были неудачными. Последний оказался успешным и был произведен 29 октября 2010 года.
Тяжелый атомный ракетный крейсер стратегического назначения проекта 941 (шифр «Акула», по натовской классификации «Тайфун») занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая АПЛ в мире. Длина лодки составляет 172 м, ширина — 23,3 м, осадка — 11,5 м. Внутри стального легкого корпуса располагаются горизонтально два прочных корпуса диаметром по 7,2 м, разделенных каждый на восемь отсеков. Между ними — три прочных модуля: носовой с шестью торпедными аппаратами калибром 533-мм, кормовой и центральный пост.
В такой компоновке «Тайфун» может полгода ходить под водой на глубине до 400 м, перемещаясь со скоростью 50 км/ч (27 узлов). Всего с 1976 года было построено шесть таких лодок, три уже разрезаны на металл в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угроз».