Одним из аргументов противников ядерной энергетики является утверждение, что в стоимость производимой электроэнергии не включаются затраты на обращение с отходами и вывод из эксплуатации, а с учетом этих затрат ядерная генерация будто бы оказывается убыточной. Однако практика не подтверждает подобные утверждения. Сегодня во многих странах практикуется схема, при которой операторы АЭС должны производить отчисления из своей прибыли на операции по последующему обращению с РАО и ОЯТ. Подобная схема дает возможность просчитать все необходимые расходы, и оказывается, что затраты на обращение с РАО и ОЯТ составляют очень небольшую часть от доходов АЭС.
Например, сайт World-nuclear-news.orgexternal link, opens in a new tab приводит данные по Великобритании, согласно которым обращение с РАО и ОЯТ на новых британских АЭС будет обходиться операторам станций в 71 пенс (1.1 доллара / 35 рублей) за мегаватт-час произведенной электроэнергии, что составляет менее 1% от стоимости выработанного электричества.
Британские лидеры в течение нескольких лет разъясняли, что они желают привлечь частные компании к строительству новых АЭС. Ключевой принцип при этом заключается в том, что справедливо было бы установить единый порядок оплаты для захоронения производимых частными компаниями радиоактивных отходов на тех же основаниях, что и для отходов, образующихся в результате реализации национальных ядерных программ и в результате работы военных и исследовательских реакторов.
Несколько дней назад министр по делам энергетики и изменению климата Великобритании Крис Хьюн объявил парламенту о проводимых разработках финансового механизма, дающего определенность строителям новых АЭС и в то же время защищающий налогоплательщиков. Консультации на эту тему проходили с октября 2010 по март этого года.
За основу расчетов берется предполагаемая стоимость строительства и эксплуатации комплекса по окончательному геологическому захоронению радиоактивных отходов. В настоящее время этот проект представляется весьма умозрительным – пока нет ни самого геологического хранилища, ни детально разработанного проекта. Появление такого хранилища ожидается через 15-30 лет - и в течение этого срока затраты и сумма отчислений с операторов АЭС будут пересматриваться каждые 5 лет.
С момента ввода в эксплуатацию операторы новых АЭС должны будут откладывать определенную сумму, достаточную для того, чтобы покрыть затраты на строительство объекта. Также был установлен верхний предел, дав операторам гарантию, что максимальная сумма отчислений, которое им могут установить, превысит нынешние оценки не более чем в 3 раза.
Однако, правительство настаивает на строительстве хранилища ВАО и ОЯТ и хочет покрыть риски, которые возможны в случае дальнейшего роста его стоимости. По этой причине оно добавит некоторые премии за риск, установленные таким образом, что британские налогоплательщики ничего не потеряют, даже если стоимость строительства превысит существующие оценки в 5 раз.
По отношению к цене единицы производимой электроэнергии оценки стоимости выглядят следующим образом. Оператор может рассчитывать на размер отчислений в сумме 20 пенсов (31 цент / 10 рублей) за мегаватт-час, если хранилище будет стоиться по нынешним ценам, но в любом случае эти отчисления не будут превышать 71 пенс (1,11 долларов / 35 рублей) за мегаватт-час. Это составляет менее 1% от тарифа на электроэнергию, который в Великобритании для промышленности составляет около 83 фунтов стерлингов (130 долларов / 4 160 рублей) за мегаватт-час.
Британское правительство утверждает, что это объективная оценка затрат, необходимая
«для обеспечения безопасного обращения с ОЯТ и среднеактивными отходами без повышения налогов и для улучшения инвестиционного климата посредством создания уверенности в размерах будущих отчислений».
Официальные лица также добавляют, что «не намерены получать прибыль сверх уровня, соответствующего компенсации за предполагаемый уровень риска», но ожидают при этом, «операторы внесут свой вклад в затраты на размещение отходов».