Сумской завод Selmi — преемник производственного объединения «Электрон», известного с советских времен производителя масс-спектрометров, электронно-лучевой аппаратуры, микроскопов для нужд целого ряда стратегических отраслей экономики (ядерной энергетики, самолето-, ракето- и судостроения, нано- и микроэлектроники, нефтехимической и газовой промышленности, спецметаллургии и медицины). Однако, несмотря на славную историю, в последние годы завод не демонстрировал эффективной работы. Не давала ощутимого результата и принадлежность к мощному российскому атомному комплексу: контрольным пакетом акций Selmi с 2001 года владеет красноярское ПО «Электрохимический завод», которое занимается обогащением урана и входит в топливную компанию Росатома ТВЭЛ. Предприятие перестало публиковать отчетность с 2009 года, но предыдущие показатели его работы и нынешний процесс банкротства красноречиво говорят о том, какое место занимал Selmi в бизнесе российского гиганта.
В 2006–2008 годах при ежегодном доходе около 40 млн. грн. стабильный убыток составлял 3–6 миллионов гривен.
В Сумской облгосадминистрации сообщили, что уже два года предприятие фактически простаивает, но сохраняет в целости свои основные фонды.
В начале 2010 года менеджмент сумского завода обратился в местный хозяйственный суд с просьбой открыть дело о банкротстве. И некоторые нюансы указывали, что этот процесс будет управляемым. Дело в том, что одним из основных кредиторов оказался его мажоритарный акционер с претензиями в 8,8 млн. грн. Крупными кредиторами также стали Проминвестбанк (подконтролен российскому ВЭБу) — 8,5 млн. грн., местное управление Пенсионного фонда — 6,5 млн. и УкрСиббанк — 2 млн. грн. При этом возглавила комитет кредиторов глава набсовета Selmi Людмила Машкина. 29 октября 2010 года между предприятием в лице арбитражного управляющего и симферопольского ООО «Согда-Бсе-Оил-Компани» был заключен договор о санации. В рамках соглашения компания обязалась выступить инвестором Selmi для окончательного восстановления его платежеспособности, а должник — полностью передать все имеющиеся у него на момент заключения договора имущественные, корпоративные и прочие права. Однако против данного договора выступила местная прокуратура, подавшая иск о его расторжении в интересах Пенсионного фонда.
Последнюю точку в этом споре 14 декабря поставил Высший хозяйственный суд Украины, разорвав соглашение о санации. Пикантность ситуации заключалась в том, что реестр требований кредиторов был утвержден только 11 ноября 2010 года, то есть уже после подписания договора с инвестором. Таким образом, справедливо посчитали в суде, была нарушена предусмотренная законодательством процедура. На окончательный вердикт Фемиды не повлиял и тот факт, что комитет кредиторов таки собрался и одобрил спорное соглашение постфактум, уже после его заключения.
В принципе, мало что мешает предприятию и его кредиторам заново провести те же самые процедуры. Но не исключено, что прокуратура вновь отыщет нестыковки с законодательством. В чем причина дотошности ведомства, пока не ясно. Но в последнее время ходят слухи о том, что высокотехнологичным околоатомным бизнесом интересуется «семейное» крыло донецкой бизнес-элиты. Если это так, то и сумской завод вполне мог попасть в поле их зрения. Впрочем, источники на предприятии говорят, что среди потенциальных инвесторов донецких бизнесменов пока нет.
Как бы там ни было, но независимо от исхода процесса предприятие, скорее всего, выйдет из-под контроля структур Росатома. Как сообщили «k:» в российской компании, совет директоров красноярского завода еще в конце 2009 года принял решение о продаже своего пакета акций Selmi.
«В настоящее время ведется поиск потенциальных покупателей. Вместе с тем каких-либо предложений о приобретении пакета акций ОАО «Selmi» до настоящего времени не поступало», — сообщили в пресс-службе ТВЭЛ.
Источники на предприятии связывают охлаждение россиян к сумскому заводу с двумя факторами: соглашением Украины о закупках ядерного топлива у американской Westinghouse и сменой руководства красноярского владельца сумчан. Как видно, не изменила прохладную позицию российских атомщиков и смена власти в Украине, в результате которой был задекларирован курс на более тесную кооперацию с Россией.
«Вопрос о дальнейшем сотрудничестве между ОАО «ПО ЭХЗ» и ОАО «Selmi» в настоящее время остается открытым. Если в результате процедуры санации состоятельность общества будет восстановлена и оно продолжит деятельность, вопрос о продолжении сотрудничества может быть рассмотрен в рамках расширения сотрудничества между Россией и Украиной в области атомной энергетики», — отметили в пресс-службе ТВЭЛ.
Впрочем, позиция Росатома в отношении сумских приборостроителей может иметь и другое объяснение. В конце 90-х годов прошлого века незадолго до покупки сумского завода российские власти приняли решение организовать производство собственных масс-спектрометров для автоматического контроля изотопного состава гексафторида урана. В 2002 году появились первые результаты, и с тех пор эта продукция выпускается новоуральским ООО «Уралприбор». С развитием производства этим предприятием Selmi стал терять позиции на основном рынке сбыта, и теперь, видимо, стал попросту не нужен. Поэтому такая формулировка в комментарии ТВЭЛа оставляет мало сомнений в том, что после смены собственника основной акцент сумскому заводу придется делать на кооперацию с украинской промышленностью и, очевидно, в другой сфере. В противном случае для территории предприятия, которое находится вблизи центра города, найдется другое, куда более востребованное применение.