В Обнинске проходит международная конференция, приуроченная к празднованию 50-летия со дня создания комплекса быстрых физических стендов (БФС) на базе ГНЦ РФ - ФЭИ.
В кулуарах мероприятия на вопросы журналистов ответил директор отделения перспективных ядерно-энергетических систем института ядерных реакторов РНЦ КИ Павел Николаевич Алексеев. Он Алексеев напомнил об уникальности стенда БФС, на котором можно смоделировать самые различные системы. В проекте "ПРОРЫВ" обнинский стенд внесёт свой вклад в работы по верификации расчётных кодов для обоснования реакторов нового поколения.
"Могу сказать, что в проекте "ПРОРЫВ" сроки очень жёсткие. Главное сейчас - провести модернизацию (стенда) и получить необходимое количество спектрообразующих нуклидов", - сказал Алексеев.
Ряд нуклидов, важных для проекта "ПРОРЫВ", хотя и присутствует в других реакторных проектах, но не играет в них спектрообразующей роли.
"Важно получить их столько, чтобы они образовали особенности спектра, и мы смогли бы провести измерения (в экспериментах на БФС)", - считает Алексеев.
Директор отделения обратил внимание, в частности, на азот, который будет присутствовать в нитридном топливе. Азот имеется в традиционных ядерных реакторах, но, как правило, в виде примесей. В нитридном топливе азот будет давать существенный вклад в формирование спектра в активной зоне.
"У азота есть два природных изотопа - 14N и 15N. На первом из них происходит много захватов, поэтому желательно использовать азот, обогащённый по 15-ому изотопу. У 14N есть и другие отрицательные качества - например, из него накапливается углерод-14", - сказал Алексеев.
На стенде БФС будет возможным проводить эксперименты, которые позволят проверить точность расчётов систем с обогащённым азотом. Напомним, что, в соответствии с данными международного химического союза IUPAC за 1997 год, содержание 15N в природном азоте принято 0,368% (атомных).
В ответ на вопрос электронного издания об экспериментах со свинцом, в частности, серии БФС-61, господин Алексеев сказал:
"БФС-61 - да, мы сами его и заказывали из Курчатовского института и получили тогда очень большое расхождение с расчётом".
Он привёл БФС-61 как пример тех задач, где эксперименты на стенде БФС могут помочь расчётчикам:
"Когда собирали, думали, что критмасса будет другой… Плохо знали тогда неупругое рассеяние на свинце. Потом определили, что надо поправить, и теперь получаем достаточно хорошие характеристики (при расчётах)".
Другой нуклид, с которым, по мнению Алексеева, было бы полезно провести эксперименты - дважды магический изотоп 208Pb, отличающийся особой стабильностью.
"Интересен свинец-208, который хорош для нейтронного баланса. Он есть в природе… С ним надо провести эксперименты и показать, что расчёты правильно имитируют (системы с 208Pb)", - сказал Алексеев.
Отвечая на вопрос, успеют ли провести в намеченные сроки эксперименты по проекту "ПРОРЫВ", директор отделения заявил:
"Если вовремя будут материалы, то люди успеют. Но времени мало. Нужно материалы заказать, получить с требуемой чистотой, чтобы ненужных примесей не было".
Павел Алексеев напомнил об известных организационных моментах - финансирование стартует не с начала года, на покупку материалов для экспериментов нужно объявлять конкурс, и так далее. Связанные с этим задержки могут сказываться на графике работ. Он выразил надежду, что в проекте "ПРОРЫВ" всё будет прорывным, в том числе, и организация экспериментов.