При корпоратизации «Энергоатома» будет проведена оценка его стоимости — уставный фонд может составить около 100 млрд грн. При этом сейчас государству принадлежит сама НАЭК, а после акционирования ему будут принадлежать ее акции. А это уже очень большая разница.
В течение девяти месяцев должна быть проведена копоратизация (акционирование) двух государственных энергокомпаний — НАЭК «Энергоатом» и НЭК «Укрэнерго». Этот пункт содержится в подписанном 12 марта президентом Януковичем «Национальном плане действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010—2014 годы». По неофициальной версии, нынешняя версия документа подготовлена на Банковой группой с участием Ирины Акимовой.
По информации источников ZN.UA, при корпоратизации будет проведена оценка стоимости «Энергоатома». Его уставный фонд, по предварительным ожиданиям, может составить около 100 млрд грн. Для 15 ядерных блоков сумма не такая уж и впечатляющая. Впрочем, при первичной их стоимости порядка 68 млрд. грн. износ оборудования уверенно приближается к 60%.
В корпоратизации есть еще один момент, часто упускаемый из виду: сейчас государству принадлежит сама НАЭК, после акционирования ему будут принадлежать ее акции. А это уже очень большая разница. Учитывая, что «Энергоатом» — это почти половина электроэнергии, поставляемой на Энергорынок (в 2011-м — 48%), причем очень дешевой, интерес к судьбе таких энергомонстров далеко не праздный.
Правда, как отмечает обозреватель ZN.UA Игорь Маскалевич, сама мартовская инициатива президента явно застала врасплох и «Энергоатом», и Минэнергоугольпром — такого быстрого начала приватизации там не ждали. Более того, по данным ZN.UA, ранее предполагавшиеся замечания министерства и компании в президентском тексте проигнорированы. А предложение подать в марте на рассмотрение Верховной Рады соответствующие изменения в законодательство вообще мало кто понял…
Некое недоумение проскользнуло даже в заявлении главы «Энергоатома» Юрия Недашковского, который тактично отметил: «Мы находимся в так называемом списке номер два, который предполагает, что „Энергоатом“ можно акционировать, но нельзя приватизировать». Он напомнил, что для корпоратизации НАЭК вполне можно обойтись имеющимся законодательством и никакой новый законопроект не нужен.
По неофициальной версии, нынешняя версия документа подготовлена на Банковой группой с участием Ирины Акимовой.
Президент НАЭК Юрий Недашковский, выступая на Международной конференции «Украинский ядерный форум-2012», уже заявил, что документ (о корпоратизации. — ред.) своевременный, и он его поддерживает. По его словам, компания сегодня имеет потенциально достаточно возможностей для привлечения инвестиций и заемных средств. Однако ее нынешняя организационная форма — унитарное госпредприятие — не позволяет создавать совместные предприятия. Возможны только договоры о совместной деятельности или концессии. Но юристов возможных инвесторов такие договоры просто пугают. В этом случае акционерное общество (даже в варианте 100-процентного владения акциями государством) более гибкое. Можно будет создавать и совместные предприятия, которые будут контролироваться «Энергоатомом» и инвестором на согласованных условиях, выписанных в учредительном договоре. Осталось разве что узнать, кто на такое СП теоретически согласится. По утверждению экспертов, "при всем богатстве выбора особых претендентов, кроме «Росатома», и не наблюдается".