Первую партию продукции для атомной промышленности ОАО «БКО» выполнил еще в 2001 году по заказу одной из структур Росатома для поставки в Китай, на Тяньваньскую АЭС, где впервые в мире на реакторах была использована новая система безопасности, так называемая ловушка, из пластин оксида алюминия и железа. Это был своего рода «пробный камень». Сейчас с большой долей уверенности можно сказать, что российское ноу-хау, к которому имеет прямое отношение и БКО, зарекомендовало себя. На боровичское предприятие стали поступать заказы.
Кстати, российские учёные и наши «огнеупорщики» свою продукцию, как и технологию, запатентовали. Сейчас совместно они разрабатывают новый материал – в продолжение атомной темы.
«В 1998-2000 годах по заданию Росатома группа питерских ученых, в которую входили специалисты Санкт-Петербургского проектного и научно-исследовательского института «Атомэнергопроект», Института химии силикатов РАН, Технологического института, разработали неметаллический материал для устройства локализации расплава (ловушки), входящего в систему обеспечения безопасности АЭС, - рассказал интернет-газете «Ваши новости» генеральный директор ОАО «БКО» Владимир Можжерин. - В 2000 году, после окончания исследовательской работы, встал вопрос о промышленном производстве таких материалов.
Первоначально был выбран питерский завод «Магнетрон», но его производственные мощности не позволяли производить требуемое количество материала. Поэтому один из авторов проекта, бывший «однокашник» по аспирантуре нашего главного инженера Виктора Мигаля, обратился через него напрямую в ОАО «БКО» с просьбой рассмотреть возможность изготовления опытной партии материала. После совместной работы по адаптации к производственным условиям ОАО «БКО» технология изготовления материалов была освоена и выпущена опытная партия. Изделия прошли комплекс испытаний, включая натурные испытания в Курчатовском институте, и были рекомендованы для применения в ловушке».
Новая продукция представляет собою пластину треугольной формы.
- Это наиболее оптимальная форма, которой можно, как сотами, заполнить любую форму, - поясняет Владимир Скурихин, заместитель начальника технического отдела ОАО «БКО».
Сложность выпуска новой продукции заключалась в адаптации огнеупорного производства к новой технологии. Но огнеупорщики с этим справились, причём производство налажено в рамках существующего оборудования и исключительно из отечественных материалов. Правда, был небольшой период, когда российские предприятия по производству одного из компонентов продукции закрылись, и его пришлось заказывать из-за рубежа.
Новая продукция выпускается на производственном участке центральной заводской лаборатории, где работает 47 человек. Заказывают продукцию предприятия, уполномоченные Росатомом выполнять комплектацию устройства локализации расплава.
В объеме выпускаемой продукции ОАО «БКО» выпуск этой продукции не оказывает решающего значения. Его значимость в другом – речь идёт о безопасности людей.
- Система безопасности включает использование в критической ситуации, когда температура в реакторе, в результате аварии, неконтролируемо повышается, приводя к плавлению активной зоны и разрушению реактора, направление разрушений в донную часть реактора, под которой располагается устройство, «захватывающее» расплав активной зоны (расплав активной называется «кориум»), - рассказывает Владимир Скурихин. - За счет расплавления материала, заполняющего это устройство, кориум охлаждается и «дезактивируется» (активные нейтроны, вызывающие цепную реакцию деления ядер урана или плутония, так же поглощаются материалом, заполняющим ловушку). Ловушка интенсивно охлаждается водой и за счет этого сама охлаждается и застывает, образуя нерастворимую в воде негорючую тугоплавкую оболочку для кориума, не давая опасным радиоактивным материалам распространиться в окружающую среду. Таким образом, даже при запредельной аварии, сопровождающейся катастрофическими последствиями (разрушение реактора), вещества, находящиеся в реакторе никогда не попадут в окружающую среду, как это случилось в Чернобыле.