В арбитражных судах Стокгольма, Цюриха и Берлина уже несколько лет продолжается тяжба между немецким энергоконцерном EnBW и российским предпринимателем Андреем Быковым. EnBW требует с лоббиста возвращения около 130 млн евро за неисполненные контракты по закупке ядерного топлива, но ответчик утверждает, что договоры были фиктивными.
В интервью Handelsblatt на этой неделе Андрей Быков впервые подтвердил, что за годы, пока EnBW последовательно возглавляли Герхард Голль, Утц Клаассен и нынешний председатель правления Ханс-Петер Виллис, по фиктивным договорам (о чем руководство концерна было в курсе) в Россию поступило примерно 200 млн евро. Половина этой суммы являлась гонораром российского лоббиста. По словам г-на Быкова, перед ним стояла задача улучшения имиджа EnBW в России. Средства концерна направлялись в первую очередь на благотворительность: в частности, на финансирование 84 церквей, 30 памятников, 60 шахматных клубов, оперного театра и трех оркестров, а также ряда детских садов и больниц. Деньги шли на «улучшение политического ландшафта, так как в России благотворительность помогает поддерживать контакты с влиятельными политиками, чиновниками и военными», утверждает г-н Быков. Все это должно было помочь EnBW получить выгодные контракты на поставки природного газа из РФ. В 2000 году, после того, как Германия стала готовиться к выходу из атомной энергетики, EnBW срочно понадобился альтернативный источник энергии.
По данным Handelsblatt, 50-летний Андрей Быков имеет доступ к Владимиру Путину и вхож в ведущие энергокомпании России — «Газпром» и «Роснефть».
«Четверть всей суммы была выплачена, когда EnBW руководил Герхард Голль, а три четверти во времена Утца Клаассена и Ханса-Петера Виллиса»,
— рассказал г-н Быков.
Он сообщил, что получал средства от EnBW лично и затем распределял их в России. Половина от 200 млн евро была передана ему в качестве гонорара. Лоббист пояснил, что для того, чтобы скрыть истинную цель фиктивных договоров от крупного акционера EnBW — Electricite de France, формально речь шла в них о закупках ядерного топлива, а лоббистская суть прописывалась в дополнительных протоколах.
«С помощью этих денег я готовил почву под заключение газовых сделок»,
— говорит г-н Быков. Он утверждает, что в курсе происходящего было не только руководство EnBW, но и менеджеры среднего звена.
По данным Handelsblatt, сомнения в том, что российский лоббист занимается вопросами атомной энергетики, возникли у проверявшей EnBW комиссии еще в 2004 году. В ее отчете указано:
«Необходимость данных договоров в контексте поставок ядерного топлива не подтверждается. Очень похоже на то, что речь идет о формировании благоприятного климата в газовом секторе».
Утц Клаассен, который руководил EnBW с 2003 по 2007 год, в ответ на запрос Handelsblatt сообщил, что ни о каких миллионных взносах в пользу русских церквей и памятников культуры он не помнит, да и проблематикой природного газа он не занимался. Его предшественник Герхард Голль (1997—2003) ответил, что во время его работы в EnBW «никаких фиктивных договоров не заключалось». Впрочем, он признал, что газовой тематикой занимался и с г-ном Быковым сотрудничал. Нынешний глава EnBW Ханс-Петер Виллис указал, что всегда исходил из того, что г-н Быков расходует миллионы евро «в оговоренных в договорах целях», то есть на закупку и хранение топлива для АЭС.