Литва и Еврокомиссия не могут договориться о дополнительных 55 млн евро, которые необходимо заплатить германской компании российского капитала Nukem, реализующей проект создания комплекса хранения твердых радиоактивных отходов Игналинской АЭС.
ЕК предлагает перевести средства, не дожидаясь подписания обновленного договора между ИАЭС и Nukem, однако Литва не согласна с этим и призывает подождать, пока Nukem выполнит все условия - представит программу запаздывающих работ и банковскую гарантию.
Как сообщили 1 октября в правительстве Литвы, этот вопрос обсуждался сегодня, однако закрытый режим не позволяет разглашать подробности. Комментарии отказывается давать и Министерство энергетики Литвы.
Литовское агентство BNS, тем временем, публикует анонимный комментарий источника в Минэнерго:
"Мы считаем, что теперь, пока еще нет соглашения (обновленного договора ИАЭС и Nukem), преждевременно выделять деньги на проект B/2/3/4 (комплекс хранения твердых радиоактивных отходов), потому что компании еще не договорились и не выполнили все условия. Перед подписанием изменений в договоре должны быть выполнены предусмотренные условия, однако Nukem их пока не выполнила. Мы считаем: пока не выполнит, до тех пор не давать денег. Мы предложили ЕК промежуточный вариант - перевести деньги в Центральное агентство управления проектами, а потом при необходимости - в банк, но они с этим не согласились и хотят, чтобы мы сразу в одностороннем порядке перевели одну сумму - 55 млн. евро. Это дополнительные деньги для проекта",
- сказал BNS на условиях анонимности один сотрудник министерства.
Летом на строительной площадке уже сменился подрядчик. Конфликт возник между субподрядчиком компанией Vetrūna, которая непосредственно и занималась строительством, и самим Nukem. Стороны обвиняли друг друга в невыполнении обязательств. В итоге подрядчик был сменен, а литовская компания подала в суд на Nukem. Договор с Vėtrūna Nukem подписало после банкротства строительной компании Ranga IV. Тем временем, руководство Еврокомиссии ни раз указывало Литве на запаздывание работ и в итоге пригрозило сократить финансирование, что в итоге и было сделано. На проект по закрытию Игналинской АЭС выделено в три раза меньше средств, чем требовала Литва.