Большой адронный коллайдер остановлен на долгие каникулы для модернизации — столкновения протонов на ускорителе не возобновятся в течение следующих 20 месяцев, после чего БАК начнет работать на суммарной энергии, почти в два раза выше нынешней.
«Операции 2012 года закончены. Увидимся снова ненадолго в 2013 году во время сеанса протон-ядерных столкновений. Протон-протонные столкновения высоких энергий возобновятся в 2015 году», — говорится в сообщении на онлайновом мониторе состояния коллайдера.
Большой адронный коллайдер, созданный учеными из многих стран на площадке Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) в пригороде Женевы — самый большой в истории ускоритель элементарных частиц. Он предназначен для получения принципиально новых данных о природе материи и фундаментальных физических законах. Стоимость его постройки превысила 6 миллиардов евро.
Его запуск в 2008 году вызвал волну страхов в прессе — согласно одной из экзотических теорий, при столкновении протонов в коллайдере может возникнуть черная дыра, которая поглотит Землю. Коллайдер проработал около трех лет, постоянно наращивая энергию, но следов рождения черных дыр физикам обнаружить не удалось.
В 2012 году БАК выполнил свою главную задачу — физикам удалось обнаружить следы новой частицы, которая по всем параметрам очень близка к теоретически предсказанному бозону Хиггса. Эта частица является последним недостающим элементом Стандартной модели и отвечает за массы всех других элементарных частиц.
В соответствии с предварительным расписанием работы ускорителя, после рождественских каникул на коллайдере будет проведен еще один сеанс столкновений протонов и ядер свинца. Этот эксперимент будет проводиться с 14 января по 10 февраля 2013 года.
После этого Большой адронный коллайдер будет остановлен на 20-месячный апгрейд. После него ученые рассчитывают увеличить суммарную энергию столкновений протонов с нынешних 8 тераэлектронвольт до 14 тераэлектронвольт. Повышение энергии столкновений позволит ученым чаще получать редкие события — например, видеть рождения бозона Хиггса, а также даст больше возможностей для поисков «новой физики» — за пределами Стандартной модели.