Китай неявным образом подтвердил появившиеся в прессе сообщения о заключении соглашения по строительству блока с реактором-тысячником на пакистанской АЭС "Чашма".
Напомним, что на АЭС "Чашма" эксплуатируется два и строится ещё два блока с реакторами CNP-300. Все они - китайского производства.
В сообщениях прессы о гипотетической сделке по строительству на Чашме ещё и тысячника высказывались утверждения о том, что это вступит в противоречие с нормами Группы ядерных поставщиков (ГЯП), членом которой является Китай.
Правила ГЯП существенно ограничивают возможности для сотрудничества в мирной атомной области с государствами, не подписавшими ДНЯО. Пакистан не только не входит в число подписантов, но и открыто владеет ядерным оружием.
Пресс-секретарь китайского МИД Хон Лей (Hong Lei) сообщил журналистам, что Пекин сотрудничает с Исламабадом в строгом соответствии со своими международными обязательствами и требованиями МАГАТЭ.
Китай объясняет своё право строить АЭС "Чашма" тем, что исходное соглашение о возведении данной станции было заключено до вступления КНР в ГЯП. Так как правила ГЯП не обладают обратной силой, то строительство Чашмы не является их нарушением.
Следует отметить, что в марте в китайской прессе появились утверждения о готовящемся до конца года подписании контракта на поставку за рубеж реактора ACP-1000, считающегося в Китае лицензионно чистым проектом тысячника. Он разработан на основе переданных в КНР французских технологий.
Сообщалось также, что контракт будет подписан "в Азии или Латинской Америке".
В сентябре прошлого года в пакистанских СМИ появились сообщения о том, что блок-тысячник может быть построен на АЭС "Карачи". Однако размещение китайского тысячника на площадке в Карачи будет невозможно объяснить в рамках правил ГЯП, так как Китай не имел отношения к данной станции.