Корпорация CNNC не спешит дезавуировать свои обещания приступить в этом году к строительству первого в Китае энергоблока средней мощности с быстрым натриевым реактором, однако сроки начала проекта могут сдвинуться.
По плану, первый бетон на сооружении блока с быстрым натриевым реактором CFR-600 должен быть залит до конца 2017 года. Пуск блока ориентировочно намечен на 2023 год.
Основные параметры первого китайского БН средней мощности периодически меняются. За текущий вариант можно принять данные из китайского пленарного доклада на FR17, с которым выступил Ю Хон (Hong Yu).
Как предполагается, это будет блок тепловой мощностью 1500 МВт(т) и электрической мощностью 600 МВт(э). Компоновка традиционная трёхконтурная, максимальное выгорание топлива - 98 МВт×сут/кг. Коэффициент воспроизводства в CFR-600 принят равным 1,15.
Одной из основных задач CFR-600 должна стать демонстрация натриевой технологии в Китае. Вслед за ним должен последовать коммерческий проект CCFR мощностью 1200 МВт(э), его появление ожидается в 30-ые годы.
За проект по сооружению CFR-600 на площадке "Xiapu" в провинции Фуцзянь отвечает ведущая китайская атомная корпорация CNNC, или так называемое малое министерство. Насколько известно, по состоянию на сегодня корпорации не удалось заручиться разрешением на начало строительства.
Подготовительные работы, однако, ведутся. Так, в этом году компания "Harbin Electric Corp." сообщила о том, что выиграла торги на производство деаэратора для CFR-600.
Компания "CNNC Xiapu Corp.", которая будет непосредственно отвечать за строительство, в начале мая 2017 года подтвердила - цель приступить к заливке бетона на реакторном здании CFR-600 до конца года остаётся неизменной, равно как и задача сдать блок в коммерческую эксплуатацию в 2023 году.
Акционерами "CNNC Xiapu Corp." являются CNNC (55%), "Fujian Energy Corp." (20%), "China Huaneng Group" (10%), "China Yangtze Power" (10%) и "Ningde State Asset Management Corp." (5%).
Однако национальная администрация Китая по ядерной безопасности (NNSA) должна до начала работ по заливке первого бетона выдать своё разрешение на эту операцию. Разрешения нет, и по той информации, что циркулирует в китайской отрасли, сроки могут быть сдвинуты на начало 2018 года.
Помимо собственно строительства реактора, перед китайскими быстровиками остро стоит и проблема топлива.
И действующий реактор CEFR, и планируемый реактор CFR-600 должны работать на MOX-топливе. Но на данный момент, в Китае такое топливо не производится, и CEFR, как известно, использует российское урановое топливо.
На площадке "Jiuquan" в провинции Ганьсу была построена опытная лаборатория, в которой китайским атомщикам, по их заверениям, удалось получить некоторое количество плутония. Соответственно, сборки для CEFR китайская корпорация изготовить может, но их потребуется тшательно протестировать в реакторных условиях.
По словам Ю Хона, сказанным во время конференции FR17 в Екатеринбурге, загрузка первой партии MOX-сборок в активную зону CEFR ожидается в конце 2018 года, а их постреакторные испытания запланированы на 2020 год.
Нужно учесть, что изотопный состав MOX-топлива для CEFR будет сильно отличаться от состава MOX-топлива для CFR-600. Но всё же, если китайские MOX-сборки покажут себя в условиях CEFR хорошо, то есть надежда на то, что CFR-600 удастся с первой кампании полностью загрузить смешанным топливом.
Плутоний для первых быстрых реакторов Китай может получить с помощью завода по переработке ОЯТ на площадке "Jinta" (провинция Ганьсу). Его проектная производительность - 200 тонн ОЯТ в год, а начало эксплуатации намечено на 2020 год. Правда, срок этот китайцам выдержать, скорее всего, не получится.
Все проблемы с плутонием решатся в Китае после того, как заработает давно обсуждаемый с французской группой AREVA перерабатывающий завод производительностью 800 тонн ОЯТ в год. Переговоры с французами ведутся давно и постоянно затягиваются, текущие известные даты - начало строительства в 2020 году, пуск в 2025 году.
После освоения MOX-топлива Китай намерен приступить к освоению плотного топлива с целью добиться более высоких КВ. В качестве такового китайские быстровики выбирают металлическое топливо, но работа с ним - дело отдалённого будущего. На FR17 Ю Хон дал понять, что металл в китайских быстрых появится где-то к 2050 году.