Из пятерки ведущих ядерных держав Китай стал единственной страной, которая расширила потенциал своего оружия массового уничтожения. Об этом говорится в ежегодном докладе Стокгольмского института исследований проблем мира. Эксперты констатируют, что Россия и США сокращают свои ядерные силы, но одновременно модернизируют их.
В опубликованном ежегодном докладе (SIPRI Yearbook 2013) Стокгольмского института исследований проблем мира (СИПРИ) говорится, что в прошлом году Китай единственный из пятерки ядерных держав (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция) расширил свой ядерный потенциал.
Если в прошлом году у Китая насчитывалось 240 боеголовок, то сейчас – 250. При этом эти боеголовки не развернуты, то есть они не соединены с ракетоносителем, как в России, США, Франции и Великобритании.
При этом Пакистан и Индия тоже наращивают свой потенциал в этой области и развивают ракетные системы доставки вооружений.
Согласно статистике шведского центра, на начало 2013 года восемь ядерных держав – США (2,15 тыс.), Россия (1,8 тыс.), Великобритания (160), Франция (290), Китай, Индия, Пакистан и Израиль – располагали 4,4 тыс. единиц оперативного ядерного оружия. Около 2 тыс. из них находятся в состоянии боеготовности. В целом этот арсенал составляет 17 тыс. 265 единиц, что заметно меньше по сравнению с началом 2012 года, когда суммарное число равнялось 19 тыс.
Сокращение произошло благодаря усилиям России и США по реализации Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), а также изъятию устаревающих и отслуживших свой срок систем.
Вместе с тем все пять официально признанных ядерных держав либо развертывают новые системы доставки ядерного оружия, либо объявили о подобных программах, что можно истолковать как намерение сохранить ядерные арсеналы на неопределенное будущее.
Также в докладе СИПРИ приводится анализ состояния международной безопасности и процессов вооружения и разоружения в мире. В прошлом году сложилось три важных тенденции – помимо расширения ядерного потенциала Китаем произошло резкое сокращение численности миротворческого контингента за счет выхода войск из Афганистана.
«Масштабы сокращения и характер миротворческих миссий будут зависеть от размера контингента, присутствующего в Мали, в Сахельском регионе в целом и потенциально в Сирии, а также от желания государств к принятию мер по повышению защиты гражданского населения посредством операций по поддержанию мира и готовности на деле проявить ответственность за ее осуществление», – считает старший научный сотрудник СИПРИ Яйр ван дер Лийн.
Кроме этого авторы исследования констатировали остановку движения к глобальному запрету на использование кластерных боеприпасов (авиационные боеприпасы в виде тонкостенной авиабомбы, снаряженной авиационными минами или мелкими бомбами различного назначения, что позволяет многократно увеличивать зону поражения). Это произошло, поскольку сторонники Конвенции о кластерных боеприпасах 2008 года не смогли убедить присоединиться к ней новые страны. Некоторые виды кластерных боеприпасов могут взрываться спустя месяцы или годы после применения, вызывая жертвы среди мирного населения.
В представленном исследовании также приводится информация о вооруженных конфликтах. Двухлетний кризис в Сирии выявил разрыв между принципами и действиями и парализовал ООН.
«Национальные интересы и глубоко укоренившиеся опасения по поводу того, что ответственность по защите подрывает принцип государственного суверенитета, кажется весомее, чем бедственное положение населения, оказавшегося в конфликте», – считает Яйр ван дер Лийн.
В ежегоднике СИПРИ также есть информация о торговле оружием, военных расходах и рейтинг мировых производителей оружия. Стокгольмский международный институт исследования проблем мира СИПРИ был основан в 1966 году как независимый аналитический центр по исследованию конфликтов, вооружений, контроля над вооружением и разоружением.