На производственной площадке ГХК побывали участники регионального пресс-тура «Енисей. РФ-2013». В музее предприятия состоялась встреча с гендиректором предприятия Петром Гавриловым, который ответил на все интересующие журналистов вопросы.
Как отметил после встречи в своем блоге Петр Гаврилов:
«Слушали внимательно и невозмутимо, было непонятно, как воспринимают информацию. Однако после моего презентационного доклада задали хорошие вопросы, было видно, что погружены в тему. Первый же вопрос — «Чем можно заменить атомную энергетику?». Пришлось пройтись по всем видам генерации (тепловая, гидрогенерация, солнечная и ветряная). Для журналистов были неожиданным многие вещи, например, что за красивыми солнечными панелями стоит взрыво-, пожаро-, химически опасная технология производства поликремния — основа всей солнечной энергетики. А от низкочастотного излучения ветряков разбегается все живое, включая бедных червяков. Я не обольщаюсь, что сделал их сторонниками атомной энергетики, но надеюсь что какие-то страхи и фобии после посещения комбината, особенно после визита на «сухое» хранилище, у них уйдут».
После пресс-конференции гостям, «вооруженным» персональными дозиметрами, предложили посетить «сухое» хранилище ГХК — убедиться в надежности технологии хранения ОЯТ, которую создали железногорские атомщики смог каждый участник тура лично.
Экскурсию для журналистов провел начальник цеха «сухого хранилища», который рассказал об особенностях обращения с тепловыделяющими сборками. Для работы с ними на комбинате используют высокоточные манипуляторы и механизмы. Каждая сборка после выгрузки из железнодорожного контейнера попадает в герметичную ячейку. По «паспорту» хранить ОЯТ таким образом можно не менее 50 лет, однако американские специалисты утверждают, что в таких условиях, срок хранения можно смело увеличивать до 100 лет.
За герметичностью ячеек с отработавшим топливом постоянно следят. Для оперативного контроля перед заваркой пенал заполняется азотно-гелиевой смесью с повышенным давлением, а гнездо – с пониженным. Так легко отследить даже микроскопическую утечку, ведь давление во внутреннем и наружном контуре станет одинаковым.
При помощи дозиметра гости комбината измерили радиационный фон на крышке заполненных ячеек. Он показал 7,8 микрорентген в час. Этот показатель в два раза ниже природного фона. Такая эффективная защита возможна благодаря крыше из монолитного бетона, которая не пропускает космические лучи, и биологической защите, полностью задерживающей излучение из гнезда хранения.
После хранилища корреспонденты направились на берег Енисея возле села Большой Балчуг, где их ожидали два катера Радиоэкологического центра ГХК. Дело в том, что среди населения ходят слухи о наличии высокого уровня радиации здесь из-за близости к комбинату.
Журналистам предложили выполнить замеры радиационного фона в любой точке «ближней зоны» от Атаманово до Усть-Кана. Замеры производились только на правом берегу, поскольку на левом радиационный фон был в норме даже во время работы прямоточных реакторов, которые остановили в 1992 году.
Во всех точках уровень радиации соответствовал природному радиационному фону – от 5 до 15 мкР/час. Так что местным жителям беспокоиться не стоит – все в полном порядке.