Вице-министр иностранных дел Литвы Андрюс Кривас 24 июля, встретился с послом Белоруссии в Литве Владимиром Дражиным. Поводом для встречи стала обеспокоенность вице-министра по поводу одностороннего решения белорусской стороны провести на своей территории обсуждение с представителями литовской общественности по вопросу оценки воздействия на окружающую среду АЭС в Островце. Об этом сообщили в пресс-службе МИД Литвы.
Такое решение, по мнению МИД Литвы, не соответствует положениям Конвенции Эспоо, ограничивает право литовских граждан на участие в подобных мероприятиях и не придает конструктивности литовско-белорусскому диалогу о безопасности Белорусской АЭС.
Министерство иностранных дел напоминает, что 15 апреля 2013 года Комитет по осуществлению Конвенции Эспоо опубликовал доклад, в котором констатировалось, что Белоруссия не предоставила необходимую информацию о проекте АЭС. Комитет по осуществлению Конвенции Эспоо обратил внимание на это и прочие нарушения и призвал Белоруссию предоставить подробные ответы на все вопросы литовской стороны, а также учитывать замечания, высказанные экспертами из Литвы, и обеспечить возможность литовской общественности предъявить свои замечания по строительству АЭС. В настоящее время литовские эксперты изучают, насколько информация белорусских экспертов, предъявленная в июне этого года, соответствует информации, содержащейся в положений Конвенции Эспоо и рекомендациями комитета по осуществлению Конвенции.
По утверждению властей Белоруссии, официальный Минск неоднократно передавал Литве данные о проекте Белорусской АЭС, однако официальный Вильнюс после каждого раза говорил, что у него возникают новые вопросы, поэтому общественные слушания происходить не могут.
Согласно конвенции Эспоо, они могут проводиться только после того, как все соседние страны, задав свои вопросы, получили устраивающие себя ответы. Таким образом, одна страна, фактически, может до бесконечности задавать вопросы, говоря, что они появляются вновь и вновь, дискредитируя тем самым всю конвенцию Эспоо.
Стоит отметить, что ровно такую же тактику Литва взяла на вооружение и относительно Балтийской АЭС в Калининградской области. В итоге ОВОС БАЭС российская сторона даже перевела на литовский язык, официально вручив генеральному консулу Литвы в Санкт-Петербурге. Однако не смотря на все это, официальные власти Литвы продолжали говорить, что Россия не отвечает на их вопросы, что проект АЭС у границы с Литвой опасный, писать официальные жалобы в МАГАТЭ и другие организации.
Примечательно, что Россия не ратифицировала конвенцию Эспоо, поэтому не обязана исполнять ее требования.
Напомним, что Литва сама планирует построить у границе с Белоруссией Висагинскую АЭС. Реактор для нее планирует разработать японская компания Hitachi - та же, которая на международном рынке атомной энергетики стала терять позиции, после аварии с ее реактором на АЭС в Фукусиме.
Напомним также, что сегодня министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Белоруссии заявило, что литовские официальные лица вводят в заблуждение общественность своей страны относительно действий республики по соблюдению Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспоо).
Более того, отметили в Минприроды, по всем признакам литовская сторона пытается не допустить конструктивного взаимодействия двух государств для выполнения рекомендаций Комитета по осуществлению Конвенции Эспоо, целенаправленно добивается максимального затягивания данного процесса.