В первой декаде июля три американских конгрессмена предложили внести поправки в закон о финансировании мероприятий по развитию энергетических ресурсов и водоснабжения США в будущем финансовом году. Парламентарии хотят запретить администрации Белого дома принимать решения о сокращении ядерных сил. В случае принятия этого предложения, которое многие американские законодатели считают шагом в правильном направлении, любое решение правительства о сокращении ядерного арсенала Америки не будет иметь юридической силы.
Инициатива членов нижней палаты американского парламента была обусловлена заявлением президента США Барака Обамы, которое он сделал во время своего визита в Германию, состоявшегося в конце июня. Обама объявил, что он будет и дальше идти по пути снижения численности ядерных боеголовок и средств их доставки, находящихся в распоряжении России и Америки.
Выступая перед берлинцами с трибуны, установленной у Бранденбургских ворот, являющихся символом холодной войны, поскольку именно там была воздвигнута стена, разделившая Германию на две части, Обама заявил, что сегодня мир уже не живет в страхе глобального уничтожения. «Но до тех пор, пока существует ядерное оружие, мы не будем в безопасности», – сказал президент. Он также отметил, что справедливый мир означает обеспечение безопасности земли без ядерного оружия и что это должно быть именно так, несмотря на то, какой бы далекой ни казалась мечта о достижении такого положения.
«Как президент я наращиваю наши усилия по остановке распространения ядерного оружия и снижению количества и роли ядерного оружия США»,
– сказал Обама.
Глава Белого дома подчеркнул, что в этом направлении предстоит еще очень большая работа.
«Поэтому сегодня я объявляю о дополнительных шагах вперед. После глубокого анализа ситуации я установил, что мы можем обеспечить безопасность Америки и наших союзников и сохранять мощные и надежные средства стратегического устрашения, сократив количество наших развернутых стратегических ракет более чем на одну треть. И я намерен искать пути достижения договоренностей с Россией о сокращениях ядерных вооружений, чтобы отойти от ядерных позиций, которые мы занимали во времена холодной войны»,
– объявил президент.
«В то же время мы продолжим сотрудничество с союзниками по НАТО в направлении энергичного сокращения тактических вооружений США и России в Европе. Мы также можем создать новую международную базу для развития мирной ядерной энергетики и остановить стремление к обладанию ядерным оружием Северной Кореи и Ирана»,
– констатировал глава Белого дома.
Американский президент проинформировал немцев и о том, что в 2016 году под эгидой США будет проведен специальный саммит, на котором планируется обсудить дальнейшую активизацию усилий Америки и других стран по охране ядерных материалов во всем мире:
«Мы будем добиваться поддержки внутри США, чтобы обеспечить ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, и призывать все нации начать переговоры о заключении соглашения, позволяющего покончить с производством расщепляющихся материалов для ядерного оружия. Таковы шаги, которые мы можем предпринять для мира и справедливости».
Москва имеет свои возражения
В день объявления главой США своей новой инициативы, правда, по времени несколько раньше, президент РФ Владимир Путин на совещании в Санкт-Петербурге, где обсуждались проблемы гособоронзаказа, совершенно ясно высказался по поводу намерений своего американского коллеги и инициативы Вашингтона: «Мы не можем допустить, чтобы был нарушен баланс системы стратегического сдерживания, чтобы была снижена эффективность наших ядерных сил. Поэтому создание военно-космической обороны будет и впредь одним из ключевых направлений военного строительства».
По словам российского президента, не только Америка, но и многие другие страны в высшей степени активно реализуют масштабные программы по совершенствованию своих наступательных вооружений, включая баллистические ракеты среднего радиуса действия.
«Вокруг нас практически все наши соседи развивают эти системы вооружения. Напомню, что Советский Союз в свое время, а затем, естественно, и Российская Федерация отказались от этих систем, от ракет средней дальности, подписав с американскими партнерами соответствующее соглашение. Правда, не очень понятно, зачем СССР тогда это сделал, имея в виду, что для американцев эти системы вообще неактуальны, а для Советского Союза и для сегодняшней России с учетом того, что другие соседи эти ударные системы развивают, такое решение было по меньшей мере спорно, но решение принято, и мы должны исходить из реалий сегодняшнего дня», –
подчеркнул президент России. Он также отметил, что на современном этапе многие государства с высокой степенью интенсивности развивают неядерные системы и создают высокоточное оружие, по своим поражающим возможностям по многим аспектам вполне сопоставимое со стратегическими ядерными ракетами.
В унисон президенту по вопросу сокращения ядерных сил высказываются и многие российские эксперты. Они утверждают, что очередное предложение США по сокращению более чем на треть ядерных арсеналов, из которых лишь половина будет находиться на боевом дежурстве, фактически приведет к тому, что число боеголовок СЯС России, находящихся в боевой готовности, сократится более чем втрое. А это очень весомая цифра. По оценкам специалистов, 500 зарядов по 550 килотонн и 300 по 100 килотонн способны уничтожить 65 процентов населения США. Во времена СССР считалось, что угроза доставки 150–200 таких зарядов к целям на Американский континент была вполне достаточна для надежного сдерживания агрессивных поползновений США.
Российские специалисты полагают, что Кремль не примет предложения американского президента, не пойдет на сокращение своего ядерного потенциала, включая его тактическую составляющую. Так, например, директор Института США и Канады РАН академик Сергей Рогов отмечает, что Россия не может пойти на подобный шаг, поскольку до сих пор не решена проблема расширения американской ПРО, которая является прямой угрозой России. Актуальным для национальной безопасности РФ остается и вопрос о сохраняющемся превосходстве США и их союзников по НАТО в системах высокоточного оружия, оснащенных обычными боеприпасами.
Другие российские специалисты также полагают, что инициатива Обамы абсолютно неприемлема для РФ, так как она направлена на дальнейшую реализацию последовательного курса США на втягивание России в процесс весьма стремительного ядерного разоружения. Они считают, что на современном этапе предложения Белого дома по сокращению ядерных потенциалов США и России последней совсем невыгодно. До сих пор РФ не получила от США никаких юридических гарантий того, что развертывание ее новых эшелонов ПРО никак не повлияет на безопасность России. При этом Вашингтон, наращивая потенциальные возможности по перехвату части российских МБР, пытается втянуть Кремль в процесс стремительного ядерного разоружения. По убеждению отечественных экспертов, это может привести к тому, что в 30–40-х годах текущего столетия значительная часть российского ядерного арсенала может быть потеряна, а средства ПРО США будут развернуты не только в Европе, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также других точках земли.
Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин также считает, что инициатива Обамы не соответствует современным интересам России:
«В ситуации, которая складывается сейчас в мире, а именно наращивание ядерных сил в Китае, провокационные действия США в области ПРО, непонятная ситуации с ядерным оружием в Иране и Северной Корее, нам совершенно не нужны подобные инициативы».
По мнению эксперта, администрация Обамы не является тем партнером, которому можно доверять, поскольку любые заявления со стороны Вашингтона, касающиеся национальной безопасности РФ, ведут только к снижению уровня боевого потенциала ВС РФ.
Помощник президента РФ Юрий Ушаков еще до выступления американского лидера сообщил, что Обама в общих чертах уже проинформировал своего российского визави о намерении предложить провести необходимые мероприятия по сокращению ядерных арсеналов двух стран. По его словам, глава российского государства, получив эту информацию, сделал свои ремарки. Ушаков также отметил, что, по мнению Кремля, свои ядерные потенциалы должны сокращать не только Россия и Америка, но и другие ядерные державы. Сегодня ситуация в мире очень сильно отличается от той, которая сложилась в 60–70-е годы прошлого столетия, когда только США и Советский Союз могли вести разговор о сокращении своих ядерных арсеналов.
Сенаторы и специалисты против задумок Обамы
Но не только российские специалисты и американские конгрессмены выразили свое несогласие с планами президента США. Группа республиканских лидеров сената США тоже выступила против намерений главы Белого дома. Законодатели направили государственному секретарю США Джону Керри специальное письмо. В послании парламентариев указывается, что озвученные Обамой планы вашингтонской администрации найти способы дополнительного урезания ядерных арсеналов Америки противоречат федеральному законодательству, запрещающему президенту принимать самостоятельные решения по вопросам контроля над вооружениями и их сокращения. Окончательное решение по всем подобным вопросам принимается американским конгрессом, обе палаты которого ратифицируют договоры США с другими государствами, подписанные президентом.
Этим письмом сенаторы вновь подтвердили свою приверженность принципам, изложенным в резолюции по двустороннему договору между РФ и США о дальнейшем взаимном сокращении арсеналов развернутых стратегических ядерных вооружений, который российские политики и военные именуют СНВ-3, и напомнили об этом главе внешнеполитического ведомства Америки.
Как отмечает американская пресса, законодатели имеют все основания утверждать: намерения президента о дальнейшем сокращении ядерного арсенала США, а тем более в одностороннем порядке, могут привести к значительному ослаблению уровня национальной безопасности страны. Одним из аргументов сенаторов является тот факт, что США – единственное из государств, владеющих ядерным оружием, не имеет программы его модернизации. В то время как Китай и Россия весьма активно проводят мероприятия по укреплению своих стратегических ядерных сил и их дальнейшему оснащению новыми видами оружия.
В соответствии с положениями СНВ-3 США и РФ обязаны сократить количество ядерных боезарядов до 1500–1675 единиц, а количество средств их доставки должно быть в пределах от 500 до 1100 носителей.
Президент Обама объявил, что он намерен пойти дальше и сократить арсенал ядерных боеголовок, состоящих на вооружении СЯС США, до тысячи единиц, а также существенно снизить число средств их доставки к целям. Многие американские эксперты считают, что такое уменьшение ядерных средств нападения совсем не обязательно может стать примером для других государств, владеющих подобным оружием, и они не пойдут по пути, предлагаемому Белым домом, и не уничтожат определенную часть своих атомных запасов. Специалисты утверждают, что предполагать такой ход событий можно, обладая только очень буйной фантазией.
Американские эксперты по ядерному оружию также указывают на тот факт, что с момента окончания холодной войны США сократили свой ядерный потенциал на 80 процентов. Однако ни одна из стран, владеющих подобными средствами нападения, не пошла по их пути. Более того, на мировой арене появились такие новые ядерные страны, как Северная Корея и Пакистан, а Иран активно движется в направлении создания собственной атомной бомбы.
Эксперты утверждают, что положениями СНВ-3 предусматривается одностороннее сокращение численности ядерных боеголовок США, а России оставлена возможность дальнейшего строительства своих ядерных сил и их оснащения новыми средствами. Практически сразу же после подписания этого договора, как заявляют американские специалисты, Кремль запустил самую крупную с момента окончания холодной войны программу модернизации своего ядерного арсенала. По их мнению, складывающаяся ситуация означает, что на очередном раунде переговоров по дальнейшему снижению запасов ядерных боеприпасов, которые глава Белого дома планирует провести с Москвой, США будут иметь крайне ослабленные позиции.