В конце ноября 2013 года состоялся технический тур Общественного совета Росатома для ознакомления с атомной отраслью Швеции. В туре приняли участие, помимо членов Общественного совета Росатома, представители Ростехнадзора, Национального оператора по обращению с РАО и средств массовой информации
25 ноября участники пресс-тура посетили АЭС «Оскарашамн». Ее третий энергоблок в настоящее время - это крупнейший в мире реактор «кипящего» типа. Энергоблок был запущен в эксплуатацию в 1985 году, и вырабатывает 1450 МВт. В 2013 году была проведена модернизация энергоблока, в результате чего его мощность была увеличена с 1200 МВт до 1450 МВт. Всего в Швеции функционирует 10 энергетических реакторов на трех АЭС (помимо АЭС «Оскарашамн», также имеются действующие АЭС «Рингхальс» и «Форсмарк» и остановленная АЭС «Барсбек», вывод которой из эксплуатации начнется после 2020 года).
Объекты SKB
В тот же день состоялось посещение лаборатории пеналов шведской компании SKB, специалисты которой рассказали о шведской системе обращения с РАО и ОЯТ.
Каждый оператор АЭС платит отчисления в фонд обращения с отходами. Тариф пересматривается раз в 3 года и устанавливается таким образом, чтобы собранных средств хватило на всю программу по обращению с отходами. Вся транспортировка топлива, как свежего, так и ОЯТ, проводится на специальном судне «Сигма», там же перевозятся НАО и САО. Шведские ядерные объекты находятся около моря, поэтому это самый простой путь. Это судно находится в эксплуатации уже 30 лет, поэтому в ближайшее время оно будет утилизировано и заменено.
В настоящее время всё ОЯТ Швеции хранится в промежуточном хранилище. После выдержки в течение 30-40 лет ОЯТ будет отправлено в пункт захоронения, строительство которого сейчас планируется.
Согласно проекту, ОЯТ упаковывается в медные капсулы, затем их захоранивают в глубокой геологической формации на глубине 500 м и засыпают бентонитовой глиной. Глина, впитывая грунтовые воды, будет расширяться, что способствует снижению скорости коррозии капсулы, а если капсула разрушится, то глина послужит барьером выходу радиоактивности. Следующий барьер – вмещающие породы (гранит).
Поиск площадки был начат еще в конце 1970-х годов, в конечном итоге было принято решение о размещении пункта захоронения в гранитных скалах. Свое согласие на размещение объекта изоляции ОЯТ и РАО дали 8 муниципалитетов и в итоге в финал вышли два из них. Мэры каждого из двух муниципалитетов очень хотели, чтобы объект строили именно у них. Причём оба требовали, чтобы проигравший город получил инвестиции от SKB, чтобы компенсировать потери. В итоге для строительства пункта захоронения была выбрана площадка рядом с АЭС «Форсмарк», недалеко от которой уже существует хранилище для НАО и САО. В 2011 году SKB подало заявку в надзорное ведомство по строительству объекта по хранению ОЯТ и завода по инкапсулированию ОЯТ, который будет находиться в «проигравшем» муниципалитете. Таким образом, временное хранение и инкапсулирование будет осуществляться в одном месте, а окончательное захоронение – в другом.
Как подчеркнули сотрудники SKB, на всех этапах этих работ проводится активная работа с общественностью, в том числе постоянные экскурсии на ядерные объекты. У SKB есть 4 объекта – хранилище НАО и САО, подземная лаборатория (испытательный стенд, в котором есть всё, что должно быть реализовано в окончательной версии пункта захоронения, за исключением радиоактивных материалов), завод по инкапсулированию, и корабль. Их посещает в общей сложности до 25 тыс человек в год. SKB выпускает журнал, выходящий 3 раза в год, в котором программы ведомства излагаются в научно-популярной форме, понятной широким слоям населения. Ежегодно проводятся опросы населения этих двух муниципалитетов, каков их уровень доверия SKB; по итогам последнего опроса эти цифры составляют 82% и 73%.
Посещение центра по переработке РАО Studsvik
26 ноября делегация посетила исследовательский центр Studsvik в Ньючепинге, сотрудники которого представили доклад о деятельности предприятия, основных технологиях переработки РАО и провели экскурсию по промышленной площадке предприятия.
В настоящее время основной функцией Studsvik является переработка РАО, в том числе из других стран. Кроме Швеции, компания имеет филиалы в США, Германии и Великобритании. Из разных стран Западной Европы на площадку Studsvik везут РАО, которые сжигаются, в результате чего их объем снижается на 97%, масса – на 92-93%. Зола возвращается пользователям. Также у Studsvik имеется цех пиролиза, где перерабатываются материалы, поступающие с завода Westinghouse в Швеции, причём из образовавшейся золы впоследствии извлекается уран для дальнейшего использования.
Плавильный цех Studsvik, запущенный в 1987 году, имеет лицензию на переработку 5000 тонн лома в год и работает ежедневно и круглосуточно. В общей сложности на нем переработано около 40 тысяч тонн металлических РАО.
Работа регулирующего органа - SSM
28 ноября в Стокгольме делегация посетила Шведское агентство по радиационной безопасности (SSM), где зарубежные коллеги рассказали, о том, как проходит процесс регулирования сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации атомных объектов на территории их страны. SSM был образован в 2008 году в результате слияния Шведского инспектората по ядерной энергетике (SKI) и Шведского института радиационной защиты (SSI). В SSM имеется 3 подразделения. Первое - отдел безопасности АЭС, который занимается надзором над всеми реакторами страны. Второй – это отдел радиоактивных материалов, в первую очередь решающий вопросы обращения с РАО. Третий отдел – это отдел радиационной защиты, который отвечает за готовность к чрезвычайным ситуациям, а также за использование изотопов в медицине, промышленности и т.д.
Руководитель отдела международных отношений SSM Ларс ванн Дассен подробно рассказал о взаимодействии с Россией и странами СНГ по обеспечению ядерной безопасности в рамках «Глобального партнерства» и иных международных программ. Как сказал ванн Дассен,
«в феврале в Санкт-Петербурге, в мае в Иркутске и в октябре в Калининграде будут проведены 3 конференции, на которых мы еще раз уточним, как двигаться дальше».
Сотрудники SSM представили детальную информацию о ходе рассмотрения заявки SKB на получение лицензии на строительство завода по инкапсулированию ОЯТ в Оскарахамне и пункта захоронения в Форсмарке. По их информации, весной 2015 года SSM планирует представить свои рекомендации Экологическому суду, по итогам решения которого SSM не ранее весны 2016 года сформулирует рекомендации к правительству о выдаче лицензии.
Участников технического тура особенно интересовали вопросы организации работы по информированию общественности. По словам представителей SSM, в установленных случаях, предусмотренных экологическим кодексом, требуются консультации с общественностью, слушания, «идут 2 параллельных процесса: один – которым занимается Агентство, второй – им занимается экологический суд. Здесь появляется еще 3-й компонент, касающийся планирования и строительства, и этим занимается муниципалитет. На практике SKB подала 3 заявки: одна – в Экологический суд, описывающая всю систему, и две заявки в SSM – на завод по инкапсулированию в Оскарахамне и на захоронение в Форсмарке. SSM также выступает консультантом в Экологическом суде. Таким образом, осуществляется координация усилий различных организаций».
Гостей из России заинтересовали подробности о таком институте, как «Экологический суд», аналогов которого в России не существует. Как пояснили представители SSM, это объединение независимых экспертов в различных областях знаний, включая ядерную физику, геологию, биологию, юриспруденцию и т.д. Вердикт экологического суда необходим при планировании крупного строительства, потенциально способного нанести ущерб окружающей среде. Он может и отклонить предлагаемые проекты, как, например, несколько лет назад Экологический суд запретил эксплуатацию АЭС «Рингхальс» по причине отсутствия места хранения ОЯТ, однако впоследствии, исходя из общественного интереса, правительство приняло меры, направленные на пересмотр данного решения. Вообще, если Экологический суд отклоняет заявку, то можно подать новую после устранения выявленных нарушений.
Участники технического тура отметили, что положительный опыт Швеции в сфере взаимодействия с местными сообществами, общественными организациями в процессе сооружения и эксплуатации ядерных объектов очень интересен и полезен не только для российских атомных предприятий, но и гражданского общества. Шведская сторона высоко оценила наличие такого коллегиального органа как Общественный совет в Госкорпорации «Росатом», основной целью которого является развитие диалога между общественностью и атомной отраслью в целом.
Комментарии экспертов:
Валерий Меньщиков: "В течение многих лет шведские атомщики скрупулёзно работают со школьниками, студентами, простыми гражданами и домохозяйками, или с более профессиональными людьми – на другом уровне. В итоге гражданское общество реагирует на предлагаемые проекты не на уровне мгновенных импульсов, а осознанно". Далее...external link, opens in a new tab
Анатолий Назаров: "Большой интерес для нас представило ознакомление с шведским подходом к регулирующей деятельности и лицензированию, а также ознакомление с организацией работы с общественностью". Далее...external link, opens in a new tab
Александр Никитин: "Увиденное и услышанное во многом удивило и поразило наше воображение, особенно в части отношений между общественностью и атомными компаниями, связанных с обращением с ОЯТ и РАО". Далее...external link, opens in a new tab
Алена Яковлева: "Шведские атомщики прилагают огромные усилия к созданию позитивного имиджа отрасли". Далее...external link, opens in a new tab