5 декабря в Москве, в главном здании Росатома состоялось заседание Совета по повышению прозрачности деятельности Госкорпорации «Росатом».
Особое внимание в рамках очередного заседания было уделено вопросам развития комплаенс-функции в Госкорпорации и новым направлениям развития системы закупок Росатома в связи с вступлением в силу закона 44-ФЗ «О контрактной системе». В частности, на заседании было принято решение о запуске нового пилотного проекта, направленного на предупреждение конфликтов интересов в госзакупках.
Одна из центральных тем заседания - развитие комплаенс-функции в атомной отрасли – уровень соответствия Госкорпорации и ее организаций существующим нормам, правилам и международным стандартам ведения бизнеса. Развитие комплаенс компании осуществляют на добровольной основе. В октябре 2012 года в рамках очередного заседания Совета была поставлена задача - проанализировать состояние комплаенс в атомной отрасли. По итогам независимой оценки при участии International Compliance Association (ICA) был разработан план-график развития комплаенс-функции на ближайшие два года. План реализации мероприятий, направленных на развитие комплаенс-функций, представил директор по внутреннему контролю и аудиту Госкорпорации «Росатом» - главный контролер Александр Локтев. Бурную дискуссию среди членов Совета вызвало обсуждение мероприятий, представленных в плане, в частности: актуализация Кодекса этики и повышение «комплаенс-культуры» сотрудников.
Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко поддержал мнение Елены Панфиловой, генерального директора центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Россия», которая обратила внимание на необходимость осуществления мониторинга реализации указанных мер. Это позволит определить эффективность и результативность предпринимаемых мероприятий. По мнению экспертов, доработка существующей системы управления комплаенс-функцией позволит Росатому перевести управление комплаенс-рисками на качественно новый уровень, и внесет существенный вклад в реализацию стратегических планов устойчивого развития Госкорпорации.
С 1 января 2014 года вступает в силу 44 федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Новый закон, несомненно, является шагом вперед на пути развития системы госзакупок, но даже он не предусматривает решение одной из наиболее болезненных проблем закупок – реализации конфликта интересов и вопросы передачи контрактов аффилированным структурам. Этой теме посвятила свое выступление Елена Панфилова. На сегодняшний день представленные в законе «О Контрактной системе» нормы не предусматривают требований обязательного декларирования информации о конфликтах интересов с заказчиком или поставщиком, а также не предполагают процедуры и механизмы контроля этого направления, что создает существенные риски. Как отметил Сергей Кириенко в соответствие с атикоррупционной правительственной компанией в Росатоме реализуется программы по раскрытию информации о бенефициарах контрагентов и проверке аффилированности топ–менеджеров Госкорпорации. Это позволяет выявлять злоупотребления, но не предупреждает их. Введение обязанностей декларировать конфликт интересов, а также внедрение контроля и санкций за неисполнением этих норм, позволит минимизировать возникновение аффилированности при проведении закупок. В завершении заседания было принято решение о запуске нового пилотного проекта, направленного на предупреждение конфликтов интересов в госзакупках.
О готовности Госкорпорации «Росатом» к работе по новому закону « О контрактной системе» рассказала Инна Мельченко, заместитель директора Департамента методологии и организации закупок - начальник отдела сопровождения торгов Росатома. Подробные планы-графики закупок на 2014 год, в соответствии с новыми правилами, уже размещены в открытом разделе на сайте www.zakupki.rosatom.ruexternal link, opens in a new tab. Кроме того, в рамках доклада была также представлена информация об изменениях, которые коснуться систему закупок, в связи с выходом целого ряда постановлений Правительства к нормам контрактной системы. В частности, новый закон вводит обязательную экспертизу результатов исполнения госконтрактов, которая должна проводиться силами заказчика. В ближайшее время в Госкорпорации предстоит выбрать внешних экспертов. Кроме того, наряду с появлением двухэтапного конкурса появится и новая процедура, позволяющая устанавливать отборочные критерии по квалификации.
О том, насколько важно для Росатома введение процедуры, включающей предквалификационный отбор, удалось узнать благодаря совместному пилотному проекту Госкорпорации «Росатом» и Высшей школы экономики. Результаты апробации инструментов контрактной системы на примерах реальных закупочных процедур представил первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин. Пилотный проект был завершен в ноябре этого года. Итогом совместной работы стали предложения к соответствующим подзаконным актам, учитывающие особенности проведения закупочных процедур для технически сложных, инновационных и высокотехнологических проектов атомной отрасли.