10 декабря в Москве состоялось заседание Совета по повышению прозрачности деятельности Госкорпорации «Росатом».
В рамках мероприятия обсуждались реализованные в атомной отрасли меры по противодействию коррупции, а также были рассмотрены вопросы закупочной деятельности: подход к установлению требований при проведении закупок в Госкорпорации «Росатом» и обзор планируемых изменений 223-ФЗ.
Директор Департамента защиты активов Госкорпорации «Росатом» Виктор Братанов ознакомил участников заседания с результатами исполнения плана совершенствования антикоррупционной работы в Росатоме. Он отметил, что по указанию руководителя Администрации Президента РФ во взаимодействии с другими Госкорпорациями и государственными органами были подготовлены и направлены в Управление Президента РФ предложения по совершенствованию антикоррупционной работы в организациях, контролируемых государственными компаниями. Кроме того, для эффективного межведомственного взаимодействия была создана рабочая группа, включающая представителей государственных органов: МВД России, Министерства труда и социальной защиты РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу России; госкомпаний и госкорпораций: Росатом, Роскосмос, Ростех, Росавтодор, Роснефть и Внешэкономбанк; а также общественных и экспертных организаций: Национальный антикоррупционный комитет, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, РАНХиГС при Президенте РФ. Рабочей группой проанализированы и обобщены поступившие от организаций предложения о мерах по совершенствованию антикоррупционной работы. Совместно сформированные предложения направлены на правовое обеспечение единства управления антикоррупционной работой, расширение возможностей наблюдения за результатами антикоррупционной деятельности, реализацию единых подходов к соответствующему обучению работников организаций госкорпораций. Сотрудничество и взаимодействие в рамках межведомственной рабочей группы будет продолжено для дальнейшего совершенствования антикоррупционной работы.
По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета и члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Кирилла Кабанова за последние несколько лет Госкорпорация «Росатом» существенно активизировала антикоррупционную деятельность: «В настоящее время этой деятельности присущи нацеленность на результат, системность, и, что весьма важно с точки зрения институтов гражданского общества – прозрачность и использование инструментов общественного контроля». Комментируя результаты исполнения плана совершенствования антикоррупционной работы в Госкорпорации «Росатом» Кирилл Кабанов обратил внимание на результативность механизма «горячей линии» Госкорпорации «Росатом», отметив, что количество обращений ежегодно увеличивается. В 2014 году поступило 537 сообщений, а за 11 месяцев 2015 года – более 560. «Примечательно, что за период действия горячей линии доля анонимных сообщений снизилась почти вдвое – с 61 % в 2011 до 37 % в 2015 году,– пояснил эксперт. - Полагаю, что данное обстоятельство следует считать объективным подтверждением роста доверия работников отрасли к ее руководству, антикоррупционной зрелости персонала и эффективностью мер противодействия коррупции, принимаемых в Росатоме».
Директор по закупкам Госкорпорации «Росатом» Роман Зимонас посвятил свое выступление двум вопросам: подходу Госкорпорации «Росатом» к установлению требований при проведении закупок предприятий атомной отрасли, а также обзору планируемых изменений 223-ФЗ. В Госкорпорации «Росатом» обеспокоены ростом обоснованных жалоб в ФАС России в части установления требований о предоставлении документов в отношении изготовителей и субподрядчиков. Роман Зимонас напомнил, что в соответствии с 170-ФЗ и 317-ФЗ Росатом несет законодательно установленную ответственность за соблюдение норм и правил при использовании атомной энергии. Для обеспечения безопасности Госкорпорация «Росатом» обязана осуществлять контроль на всех уровнях: как за эксплуатирующими организациями, так и за изготовителями оборудования и исполнителями работ. Предприятиям атомной отрасли необходимо оценивать квалификацию изготовителей и подрядчиков, ведь неисполнение договора может иметь критичные последствия не только для отрасли, но и для страны в целом. «Кроме того, в 223-ФЗ прописано, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке» - отметил директор по закупкам Госкорпорации «Росатом». Члены Совета поддержали представленную позицию о необходимости установления требований в комплексе к участнику и субподрядчикам или изготовителям. Чтобы в дальнейшем избежать двусмысленность трактовок законодательства, необходимо внести соответствующие правки в формулировки 223-ФЗ.
Оживленную дискуссию участников заседания вызвали планируемые изменения в закон 223-ФЗ. Так отсутствие возможности не заключать договор по результатам закупки, а также запрет на проведение открытых конкурентных закупок в неэлектронной форме может существенно усложнить работу в рамках проектов на территории иностранных государств. Для Госкорпорации «Росатом» это особенно актуально, учитывая, что из общего объема закупок на 820 млрд.руб, запланированных в 2016 году, 478 млрд руб. планируется на закупки для международных проектов. В завершении заседания Совета участники договорились о необходимости законодательного закрепления более гибкого механизма проведения закупки, в том числе при строительстве зарубежных объектов, закупке сложного оборудования и других нестандартных ситуациях.