Кения завершила подготовку технико-экономического обоснования строительства первой атомной электростанции на территории страны, сообщил журналистам заместитель министр энергетики Кении Жозеф Нйороге на брифинге 9 декабря.
В настоящее время в Африке действует только одна АЭС – «Коберг» в ЮАР, однако имеется 8 исследовательских реакторов в разных частях континента и крупные уранодобывающие предприятия. Также всё чаще используются радиоактивные источники в науке, сельском хозяйстве, промышленности, водном хозяйстве и здравоохранении.
Ряд государств уже начали развивать ядерные исследования, но пока не рассматривают это как приоритет, такие как Египер, Тунис, Марокко, Алжир и Ливия. Еще ряд стран – Кения, Сенегал, Гана и Судан – проявляют растущий интерес к ядерной энергетике.
В рамках Африканского союза была сформирована группа из 30 национальных агентств под названием FNRBA (Forum of Nuclear Regulatory Bodies in Africa – Форум ядерных регуляторов Африки). Его целью является включение этих стран в работу по совершенствованию ядерного регулирования, скорректировав устаревшую практику и устранив законодательные пробелы в области обеспечения и соблюдения адекватной нормативно-правовой базы.
FNRBA был создан в результате «соглашения Pelindaba» 1996 года (Pelindaba – южноафриканский ядерный исследовательский центр), в рамках которого африканские страны провозгласили отказ от ядерного оружия, но при этом объявили о намерении «содействовать развитию регионального сотрудничества для развития и практического использования ядерной энергии в мирных целях в интересах устойчивого социального и экономического развития».
В рамках проходившей в сентябре 2013 года 57-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ были подписаны практические договоренности между FNRBA и МАГАТЭ с целью активизации сотрудничества. Стороны договорились «поддерживать усилия, направленные на совершенствование и укрепление радиационной защиты, ядерной и радиационной безопасности, регуляторной инфраструктуры и обмениваться передовым опытом». Они будут «содействовать укреплению потенциала управления знаниями, а также стимулировать развитие человеческих ресурсов и передачу знаний».