Пекин отказался от унификации разрабатываемых в КНР проектов тысячников третьего поколения. Об этом пишет "Nuclear Intelligence Weekly" (NIW) со ссылкой на свои источники.
В мае 2013 года китайские профильное министерство и регулятор потребовали от двух ведущих реакторных компаний CNNC и CGNPH объединить усилия по разработке проекта тысячника поколения III.
До этого обе компании вели собственные проекты - ACP-1000 и A+, соответственно. Хотя создаваемые на основе французских технологий, оба проекта претендовали на экспортную чистоту.
Министерство и регуляторы вполне резонно не видели больших различий между ACP-1000 и A+. Отсюда и возникла идея чиновников об объединении. Однако реакция китайских разработчиков оказалась негативной.
Схожесть проектов не означает их полное совпадение в основных деталях. Буквально сразу возник вопрос - чьи разработки должны быть взяты за основу для унифицированного проекта?
Например, активная зона ACP-1000 состоит из 177 топливных кассет, а активная зона A+ - из 157. В корпорации CNNC настаивали на том, что их вариант более обоснован, и для унифицированного реактора следует выбрать зону ACP-1000.
Да и в целом, как считали в CNNC, в зону ответственности их соперников из CGNPH должен был отойти только турбинный остров. Естественно, что гуандунцев это категорически не устраивало.
Судя по всему, в Пекине быстро осознали, что попытка объединить проекты равносильна поиску квадратуры круга. Хотя журналисты NIW не смогли получить официального подтверждения, но, по данным их источников, осенью на идее унифицированного тысячника был поставлен крест.
Сохранение в силе и ACP-1000, и A+ означает, что обе корпорации не собираются отказываться от борьбы с третьей китайской реакторной компанией SNPTC, созданной для локализации в народной республике технологий AP-1000.
Что до SNPTC, то там признают невозможность полного перевода китайской атомной отрасли на клоны AP-1000, хотя и отводят своим конкурентам вторые роли. В июне 2013 года представители SNERDI - проектного крыла SNPTC - заявили, что проекты их соперников "будут дополнять или служить резервом для развития атомной энергетики".
Стратегия упора на американские клоны, о которой в Китае много говорилось в свете событий на Фукусиме, имеет немало противников.
Прежде всего, КНР не должна зависеть только от одной реакторной технологии. Против американских реакторов сказывается и отсутствие у AP-1000 эксплуатационного опыта.
В SNPTC доказывают, что китайские клоны AP-1000 будут дешевле, чем проекты, разрабатываемые на основе французских технологий. Однако реальная цена таких блоков пока неизвестна, так как ни один AP-1000 в мире ещё не сдан в эксплуатацию.
Если AP-1000 ещё не построен, то ACP-1000 и A+ ещё даже не приступали к строительству. Важный вопрос - где именно в Китае могут появиться первые блоки с подобными реакторами?
По ACP-1000 ситуация представляется более-менее понятной. Корпорация CNNC уже приступила к контрактации оборудования для двух блоков с такими реакторами на площадке Фуцин (Fuqing).
А вот о месте строительства первых блоков с A+ приходится только гадать. Издание NIW предполагает, что таковым может стать площадка Фанчэнган (Fangchenggang), где в настоящее время строятся два блока с реакторами CPR-1000.
Неудачная попытка унифицировать в Китае проекты "профранцузских" тысячников создаёт интересные возможности для AREVA и EDF, заключивших в 2012 году соглашение с CGNPH о совместной разработке реактора третьего поколения.
Представители AREVA заявили в октябре журналистам NIW, что переговоры с китайской стороной по данному вопросу в настоящее время "неактивны", однако они "могут возобновиться".