Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» при содействии «Ядерного общества России» на базе Дальневосточного отделения Российской академии наук провела сегодня, 20 декабря 2013 года круглый стол «Атомная энергетика и акватория Мирового океана». Главной темой обсуждения стало влияние аварийной атомной электростанции «Фукусима» и объектов атомной отрасли России на экологию тихоокеанского побережья, донесение объективной информации до жителей Приморского края, информирует «Тихоокеанская Россия».
В работе круглого стола принял участие представители научно-исследовательских институтов Дальневосточного отделения РАН (Института химии, Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичёва), Института безопасного развития атомной энергетики РАН, Радиевого института им. В.Г. Хлопина, Ростехнадзора, Федерального медико-билогического агентства, экологических организаций, а также общественности и средств массовой информации.
Открывая встречу, вице-президент Российской Академии наук, председатель Дальневосточного отделения, директор Института химии ДВО РАН академик Валентин Сергиенко отметил, что для Приморского края тема радиоактивных отходов более чем актуальна: на Тихоокеанском флоте случались и аварии атомных подводных лодках, немало скопилось и отработанного ядерного топлива. Это, но более всего отсутствие исчерпывающей информации, порождает среди населения разные слухи, приводит к излишней социальной напряжённости, что наглядно продемонстрировал последний случай с новостью о строительстве так называемого «ядерного могильника» на территории края. К сожалению, теперь люди больше доверяют различным астрологическим прогнозам, чем авторитетным специалистам, заметил учёный. Академик Валентин Сергиенко напомнил, как после аварии на Фукусиме народ опустошил аптеки, скупая йод, который нещадно добавлял в молоко, таким образом защищаясь от излучения.
«То есть, полная безграмотность царит в широких слоях населения»,
– сказал академик. Между тем, Приморье, силами Дальневосточного центра ДальРАО и благодаря разработкам учёных Дальневосточного отделения РАН, вплотную подошло к полной ликвидации в крае жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Последние остатки будут утилизированы в наступающем года, подчеркнул академик Сергиенко. Теперь очередь за созданием современного полигона для хранения твёрдых радиоактивных отходов.
Окончательно все слухи и домыслы о радиоактивной опасности развеял в своём выступлении заместитель директора по научной работе Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН доктор физико-математических наук Рафаэль Арутюнян. Он напомнил, что существуют две полярные точки зрения на атомную энергетику: безоговорочная поддержка и абсолютное неприятие. Но среди населения достаточно устойчиво бытует представление о том, что АЭС несут в себе потенциальную угрозу. Между тем, объективные данные свидетельствуют о прямо противоположном. Вред здоровью человека от радиации несколько преувеличен, считает учёный. Он привёл в пример жителей некоторых районов Бразилии, Индии, Ирана, где природный фон существенно, в разы превышает принятые нормативы допустимых годовых доз излучения. Так, при норме в 15 миллиЗивертов/год (мЗв/г) индусы получают 37 мЗв/г, а в иранском Рамсаре и вовсе 130, но это никак не отражается на здоровье местного населения. Более того, в получившей широкое распространение в последние годы ядерной медицине пациенты разово получают куда как большие дозы облучения, причём, не при прохождении лечебных процедур, при исследовании диагностическим оборудованием. Однако компьютерную томографию медицина активно продвигает, что было бы абсолютно невозможно при наличии опасности. Сравнение количества погибших на предприятиях обычной энергетики и атомных станциях также говорит в пользу последних – 72 324 человека в первом случае против … 162 от аварий на АЭС.
«Население практически никогда не сталкивается с опасными дозами облучения»,
– заметил Рафаэль Арутюнян. Все людские страхи, подчеркнул учёный, рождаются не от неграмотности граждан, а от неграмотности государства. Это особенно характерно для Российской Федерации, но, как оказалось, не менее – и для Японии. Авария на Фукусиме, отметил он, произошла из-за редкостного сочетания грубейших нарушений правил эксплуатации и проектирования. Так, не была выполнена гидроизоляция нижних помещений АЭС, не было предусмотрена регистрировшаяся ранее в этих местах максимальная высота волны. Не совсем понятно ведутся и работы по ликвидации последствий аварии. Тем не менее никаких катастрофических последствий, в особенности угрожающих российскому Дальнему Востоку, Приморскому краю не было и не будет, подчеркнул замдиректора по научной работе Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Рафаэль Арутюнян.
Его заявление подтвердили и сообщения заведующего лабораторией ядерной океанологии Тихоокеанского океанологического института им. В. И. Ильичёва ДВО РАН кандидата технических наук Владимира Горячева, и начальника отдела радиоэкологических и аналитических исследований Радиевого института им. В.Г. Хлопина Андрея Степанова, и ведущего научного сотрудника лаборатории исследования загрязнения и экологии ТОИ им. В.И. Ильичёва ДВО РАН Василия Мишукова, и замначальника управления госсанэпиднадзора Федерального медико-биологического агентства кандидата технических наук Надежды Поцяпун.