20 марта 2014

«Росатом» пересматривает условия сотрудничества с закрытыми городами

Подписание соглашения между Росатомом и Свердловской областью

В рамках федеральной программы развития ЗАТО госкорпорация и Минфин РФ заключат новые трехсторонние соглашения с правительствами регионов. В результате часть налоговых отчислений градообразующих предприятий «Росатома» будет перенаправлена с федерального уровня в муниципалитеты. В Челябинской области, где соглашение предстоит написать фактически с нуля, ждут дополнительно несколько миллиардов рублей. В Свердловской области, где реализация действующего соглашения уже обманула ожидания муниципалов, под шумок решают срочно переписать документ.

До конца текущей недели чиновники уральских ЗАТО представят перед Минэкономразвития и «Росатомом» предложения в программу развития, которая будет составлена до середины июня. К этому сроку планируется и подписание трехсторонних соглашений с регионами. Челябинские города «Росатома» на прошлой неделе уже презентовали представителям Минэкономразвития РФ перспективные объекты для инвестиций. К примеру, в Озерске в их число включают «УралМеталлГрафит», «Озерский завод энергоустановок» и «Озерский завод свайных конструкций». Первый в перспективе может быть включен в индустриальный парк в поселке Новогорный. Предприятие ищет инвестиции для расширения производства, так как в настоящее время готово обслуживать лишь 20% заказов градообразующего промышленного объединения «Маяк».

«Деньги будут выдавать на инвестиционные проекты. Например, технопарки и инфраструктуру для них. Мы планируем развивать индустриальный парк в поселке Новогорный. Сейчас мы делаем оценку необходимых инвестиций. Только в инфраструктуру их нужно несколько миллиардов. На строительство очистных нужен миллиард», – делится с «Правдой УРФО» пресс-секретарь Озерска Сергей Зюсь.

В Снежинске к инвестпроектам добавляют необходимость выделения финансирования «Росатома» на спорт, культуру и другие нужды. По оценке и.о. главы Снежинска Сергея Кирилова, только на социальную сферу городу необходимо в ближайшую пятилетку каждый год дополнительно по 200 миллионов рублей. В Трехгорном до установки четкого механизма финансирования и условий трехстороннего соглашения региона и госкорпорации от детальных прогнозов по ожидаемым суммам воздерживаются, отмечая, что по комплексной программе развития городу до 2020 года из разных источников потребуется 35 миллиардов рублей.

Пока основной вопрос, который занимает умы муниципалов, – механизмы выделения и распределения средств. В ЗАТО предполагают, что прибыль от налогов госкорпорации с федерального на региональный уровень будет идти по уже обкатанным в Свердловской области схемам. С 2013 года выручка, которую получит госкорпорация, должна делиться между субъектами РФ в зависимости от наличия зарегистрированного имущества, численности персонала. В регионах, где действуют трехсторонние соглашения, налог с прибыли предприятий от инвестиционной деятельности распределяется равномерно между муниципалитетами. Дополнительные отчисления в свердловский областной бюджет по этой схеме в 2013 году ожидались в размере 564 миллиона рублей, а в 2014 году должны превысить миллиард. Однако муниципалитеты получили от изначально заявленных сумм на социально-экономическое развитие в прошлом году лишь треть – 145 миллионов на Новоуральск, Лесной и Заречный. В этом году дополнительные доходы минфином и вовсе были заложены в оценку расходных полномочий. В ответ на вопросы о сроках поступления дополнительных средств от «Росатома» муниципалы удивленно узнали, что никаких поступлений ждать не стоит, так как область эти деньги предусмотрела при утверждении муниципальных бюджетов.

«В Свердловской области очень слабое соглашение с «Росатомом». В процессе исполнения появились противоречия. Муниципалитетам на сумму увеличения финансирования от «Росатома» сократили областные дотации, которые раньше предоставлялись»,

– говорит осведомленный источник в администрации одного из челябинских ЗАТО.

Нарушение соглашения отмечают и в свердловских муниципалитетах. Чиновники считают необходимым изменить сам механизм распределения денег, годами позволявший региональной власти сохранять в своих закромах дополнительные доходы Новоуральска, Лесного и Заречного.

«В областных программах «Росатом» не прописан, как источник финансирования. Если раньше мы получали деньги в виде субсидий, и в результате проведенных конкурсов образовывалась экономия, мы должны были эти деньги вернуть. В среднем по конкурсу экономия шла от 1 до 20 миллионов рублей, по отдельным лотам она составляла 35-38 миллионов. Эти деньги мы могли бы направить на другие проекты в городе, но вынуждены были возвращать. Сейчас мы предлагаем вводить программно-целевой метод, где отдельно прописывается поступление средств от федерации, области и муниципалитета»,

– сообщил «Правде УРФО» источник в администрации Лесного.

По оценкам специалистов администрации муниципалитета, Лесному необходимо от 400 до 600 миллионов рублей на социально-экономическое развитие. При этом порядка 140 миллионов от «Росатома» требуется на инвестпроект создания энергохолдинга для управления всеми коммунальными активами города, о котором подробно писала «Правда УРФО». Пока, уверяют муниципальные чиновники, госкорпорация с одобрением относится к вхождению в энергохолдинг. К переходу «Росатома» не преимущественное финансирование инвестпроектов готовятся и в Заречном, который на равных правах с ЗАТО в Свердловской области получает средства от госкорпорации.

«Изначально (в 2011 году), когда Кириенко и Мишарин (экс-губернатор Свердловской области. – Прим. ред.) подписывали соглашение о сотрудничестве, ориентировались на то, что деньги пойдут, прежде всего, на создание новых рабочих мест. Теперь к этому принципу возвращаются. На этот год финансирование предполагается не через субсидии, а через иные межбюджетные трансферты, что исключает возможность удержать средства на уровне области»,

– говорит глава Заречного Василий Ланских.

На отказе от субсидий и переходе к программно-целевому методу финансирования настаивают и чиновники челябинских ЗАТО. Как и коллеги в соседнем регионе, они отмечают рост нагрузки на муниципальные бюджеты с избавлением предприятий «Росатома» от непрофильных активов, потому необходимость в дополнительном финансировании актуальна как никогда. Детально методы и объемы финансирования главы муниципалитетов с высокой долей вероятности обсудят в ходе совещаний в Москве на этой неделе.