20 марта в НИЦ "Курчатовский институт" в рамках научно-просветительского проекта "Курчатовские четверги" состоялся очередной показ и обсуждение документального фильма "Атомная бомба для русского царя. Владимир Вернадский" режиссера О.Дроздовой.
Фильм был создан в 2013 году, его премьера состоялась в ноябре прошлого года на канале "Культура". Авторы фильма рассказывают, как еще в начале ХХ века создавались предпосылки отечественного атомного проекта. У его истоков стоял академик Императорской академии наук, а позднее Академии наук СССР и лауреат Сталинской премии Владимир Иванович Вернадский – "Ломоносов XX века".
Благодаря своей удивительной научной интуиции, дару предвидения и потрясающим организаторским способностям академик Вернадский был инициатором, организатором, идеологом и руководителем многих новых научных направлений и проектов. Он хотел видеть Россию государством, прочно стоящим на фундаменте передовых научных достижений. Именно благодаря его настойчивости были организованы первые экспедиции для разведки радиоактивных месторождений в России, был образован Радиевый комитет при Академии наук. В 1922 году В.И. Вернадский создал и возглавил в Петрограде самостоятельное научное учреждение – Радиевый институт (один из первых в мире по этой тематике). В фильме представлены многочисленные архивные материалы, относящиеся к периоду царской России и первого десятилетия России советской.
В качестве экспертов в дискуссии приняли участие А.В. Леонтович – член Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН и С.Е. Воинова – директор Музея НИЦ "Курчатовский институт". Ученые обсудили роль В.И. Вернадского в развитии ядерных исследований в России и в мире. Также эксперты рассказали о личности ученого: он был энциклопедическим человеком, сочетал в себе широчайший кругозор, глубочайший аналитизм, блестящую логику, высочайшую научную этику. Подобные документальные и научно-популярные фильмы, в том числе рассказывающие о великих ученых и их исследованиях, крайне необходимы и важны для популяризации науки , образования и воспитания молодежи.